Замглавы ФСИН Валерий Максименко считает, что в стране есть неправильные правозащитники. Фото с сайта www.ufsin.com
На пресс-конференции правозащитников в Сахаровском центре выступили родственники заключенных карельской колонии ИК-7, где сидит Ильдар Дадин. Общественники теперь намерены потребовать от правоохранителей возбуждения уголовных дел. Однако ранее состоялась пресс-конференция Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), на которой власти заранее дезавуировали все претензии.
Мероприятие правозащитников организовали движение «За права человека» (ЗПЧ), «Мемориал», «Гражданское содействие», Московская Хельсинкская группа. Как рассказала «НГ» жена Дадина Анастасия Зотова, слухи о том, что ФСИН готовит отчет, согласно которому в колонии ИК-7 все нормально, появились еще две недели назад. Ее удивило, что замглавы ведомства Валерий Максименко выступил так рано (в 8 часов утра), сама она ждала подобного отчета перед Новым годом.
По всей видимости, две пресс-конференции совпали не случайно. ФСИН заняла выигрышную позицию, высказавшись заранее, и правозащитникам впоследствии пришлось практически оправдываться.
Как сказал Максименко, слова Дадина о применении к нему пыток со стороны персонала Сегежской колонии в ходе служебной проверки подтверждения не нашли: «Ни врачами ФСИН, ни комиссией гражданских врачей районной больницы, ни врачами больницы в Петрозаводске». Травм, продолжил он, также не выявлено – обследование проводил рекомендованный правозащитниками врач, один из ведущих неврологов-эпилептологов РФ, доктор медицинских наук Василий Генералов.
А затем Максименко перешел к обобщениям: служебные проверки не выявили вообще фактов незаконного применения физической силы к заключенным. Дадин, давший письменное согласие на прохождение полиграфа у независимого специалиста, после без объяснения причин отказался от него: «Также он отказался пройти новую электроэнцефалограмму у доктора Генералова». ФСИН, по словам Максименко, после получения официального заключения от следственных органов «ставит в этом деле точку».
После этого замглавы ведомства осудил поведение правозащитников: «К сожалению, нашлись и такие представители, которые намеренно пытались дестабилизировать обстановку в ситуации с Дадиным: сообщали СМИ недостоверную информацию, выдумывая истории, которые бы дискредитировали сотрудников уголовно-исполнительной системы, при этом не имея ни единого достоверного и подтвержденного факта. Считаем, что подобные действия несовместимы с высоким званием правозащитников».
Таким образом, власти не только отбились от информационной волны, запущенной Дадиным, политической оппозицией, либеральными СМИ и правозащитниками, они как бы развернули ее вспять (см. «НГ» от 02.11.16). Ведь теперь они получили повод для вывода, что с системой исполнения наказаний в стране все в порядке. А если временами и появляются те, кто кричит о проблемах, то у них нет никаких доказательств.
Между тем на пресс-конференции в Сахаровском центре выступили родственники заключенных, в том числе и сама Зотова. Правозащитник Валерий Борщев рассказал, что ездил к Дадину вместе с членами президентского Совета по правам человека (СПЧ) Павлом Чиковым и Игорем Каляпиным. Представители ФСИН вначале не давали им поговорить наедине: «Само поведение сотрудников говорит о том, что нам пытались препятствовать в проведении расследования, там корни очень глубокие». Он подчеркнул, что отсутствие видеозаписей произошедшего с Дадиным уже является «поводом для расследования».
Зотова же подчеркнула: «Мы собрали большой объем информации по поводу пыток и будем представлять его в СК вместе с именами тех людей, которые пытают заключенных. И будем ее публиковать. Потому что в условиях, когда ФСИН пытается замять скандал, единственное спасение – это публичность».
Жена Дадина рассказала, что ходатайство адвокатов об изъятии видеозаписей следствие удовлетворило, но пленки будут скорее всего переданы не им, а следователям. По ее словам, защита просила изъять все видеозаписи, которые есть. Однако в ИК-7 есть места, где нет камер.
Она также раскритиковала заявления замглавы ФСИН: «Максименко всем пытается объяснить, что жалуется один Дадин, который все выдумывает. Сегодня минимум четыре бывших заключенных выступили по скайпу, и были родственники нынешних заключенных. Есть много свидетельств, которые дублируют друг друга».