У Европейского суда по правам человека по «делу Дадина» есть несколько вопросов к российским властям. Фото Reuters
Заключенному Ильдару Дадину не дают пройти проверку на полиграфе, несмотря на удовлетворение Следственным комитетом соответствующего ходатайства. Супруга заключенного Анастасия Зотова обеспокоена перспективой заведения против ее мужа нового уголовного дела. Между тем жалобой Дадина на пытки занялся Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Как сообщила Зотова, проверку на полиграфе Дадину больше не предлагают – в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) заявляют, что заключенный от нее отказался: «Они подождут, когда скандал утихнет, а потом расскажут, что пыток не было. А потом нарисуют Ильдару еще пару дел». По ее словам, из колонии уже направлены материалы для возбуждения против Дадина расследования по статье «Побои». Адвокаты намерены написать требование к ФСИН обеспечить ему проверку на детекторе лжи – одновременно с сотрудниками колонии ИК-7. Также Зотова заявила, что записалась на личный прием к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.
Защитник Дадина в ЕСПЧ – адвокат Николай Зборошенко – сообщил, что суд достаточно быстро обратился к правительству России за комментариями данной жалобы на пытки. В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что вопреки прежним предписаниям ЕСПЧ Дадин был освидетельствован не независимыми экспертами, а комиссией ФСИН. Причем защитника не допустили к доверителю.
Адвокат рассказал, что в письме ЕСПЧ правительству, копия которого поступила к нему в пятницу, были претензии к медицинским документам, представленным государством-ответчиком. Страсбургский суд ставит перед РФ такие вопросы: «Подвергался ли Дадин пыткам?» и «Было ли допущено нарушение расследования факта пыток?». Третий же вопрос о том, было ли нарушено право на обращение в ЕСПЧ. Ответ российские власти должны дать до 16 декабря.
Высказался адвокат и по поводу возможного заведения нового дела против своего подзащитного: «Если представители государства-ответчика рискнут возбудить еще одно уголовное дело, то я проинформирую ЕСПЧ, что на Дадина оказывается давление с целью воспрепятствования его права на обращение в суд».
Зборошенко не видит в активности ЕСПЧ по Дадину политической подоплеки. Он отметил, что Страсбург начал рассматривать дела о пытках в правоохранительных органах России давно: так, 10 лет назад фигуранту одного из таких дел было присуждено 250 тыс. евро компенсации. С тех пор подобные иски направляются в суд регулярно.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что ничего удивительного в быстрой реакции ЕСПЧ нет: «О годах можно говорить, когда речь идет о вынесении решения, мы это видели, например, в «деле ЮКОСа». А вопросы, когда речь идет об угрозе жизни, могут решать быстро». По его словам, в действиях ЕСПЧ нет политики, просто европейские судьи не очень довольны тем, что из России продолжают поступать сообщения о пытках. Эксперт отметил, что у ЕСПЧ есть и другая задача – изменить российскую правоприменительную практику, чтобы такого рода заявлений стало меньше, поэтому-то европейский суд и наращивает давление на нашу страну.
Отметим, Ильдар Дадин должен выйти на свободу 30 июля 2017 года. Претендовать на условно-досрочное освобождение он не может – из-за семи дисциплинарных взысканий, наложенных на него в колонии ИК-7.