Общественная палата России приступает к своему переформатированию. Фото с сайта www.oprf.ru
Порядок формирования Общественной палаты (ОП) может быть изменен. Представители организации намерены избавиться от интернет-голосования, заменив его управляемым сверху институтом выборов. Эксперты опасаются, что вкупе с новым законом об ОП это даст возможность выстроить общественную вертикаль.
Новый порядок формирования ОП определится в течение месяца. По словам председателя комиссии по общественному контролю Лидии Михеевой, «предложения будут собираться как от активистов и некоммерческих организаций, так и от региональных палат». ОП избирается каждые три года – следующие выборы пройдут в 2017-м. Президент должен объявить о начале отбора в середине января – начале февраля.
Напомним, конкурс проходит в три этапа. Сейчас ОП формируется из 40 человек, утвержденных президентом, 85 человек выдвигают представители региональных палат, еще 42 выбирают интернет-голосованием. Последний этап общественники предлагают либо отменить, либо свести к минимуму. По словам Михеевой, люди не доверяют электронным выборам. Зампредседателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев рассказал, что в позапрошлом году были зафиксированы попытки подкупа в Сети со стороны кандидатов.
В разговоре с «НГ» Михеева призналась, что ОП планирует обновить свой состав, включив в него кандидатов от структур, которые сегодня не могут выдвигаться: «Мы обсуждали, что НКО должны иметь больше возможностей для выдвижения своих кандидатур. Сейчас мы прорабатываем соответствующие пути». Есть идея прописать и механизм лишения мандатов членов ОП, которые откровенно «сачкуют» на работе, а затем вновь избираются в новый состав.
Согласен с этой идеей и член ОП Павел Сычев, по словам которого, прогульщиков сейчас серьезней наказывают в Госдуме: «Хотя мы работаем не за зарплату. Но по нашей работе мы должны нести ответственность». Никаких санкций для общественников, продолжил он, сегодня не предусмотрено.
Его коллега по ОП Иосиф Дискин полагает, что президент при формировании своей квоты должен консультироваться с самой палатой – она могла бы представить 10–12 кандидатов. А кандидатов для электронного голосования можно предлагать из участников форума «Сообщество», который проводит ОП, а также членов муниципальных палат.
Однако есть и противники отмены онлайн-голосования. Несколько представителей структуры, избранных через Интернет, уже выступили против упразднения таких выборов. По словам общественника Дмитрия Чугунова, нельзя целиком отказываться от использования электронного голосования, нужно искать компромиссные решения: «Если бы была возможность проголосовать за смешанную систему, я бы проголосовал за нее. Согласен, что существует множество организаций, которые не знают про Интернет, но мы же не в прошлое деградируем, а в будущее идем. Через лет 20 придем к тому, что все процессы будут проходить через Интернет».
По словам члена президентского Совета по правам человека Ильи Шаблинского, онлайн-формат выборов был фикцией: «Палата все эти годы была сугубо декоративным органом, поддерживающим все действия власти». По его словам, нужно включить в состав ОП людей, которые критикуют курс Кремля: «На мой взгляд, рациональней всего будет прямое делегирование в состав палаты представителей наиболее крупных и известных организаций. Если в ОП представлены «Ночные волки», то должны быть и представители от «Мемориала» или объединения «Голос». Нужны квоты для кандидатов с оппозиционными взглядами».
Правозащитник Валерий Борщев допускает, что модернизация структуры происходит на фоне кадровых перестановок в администрации президента: «В верхах чувствуют, что ОП, несмотря на свое название, отнюдь не является органом общества – она даже не формируется сегодня общественностью. Поэтому и возникает идея сменить формат отбора». Последнее формирование Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые утверждались ОП, по словам Борщева, наделало чересчур много шума. Это была демонстрация того, что «мнение общественных организаций было целиком проигнорировано».
Собеседник «НГ» с опаской относится к тому, что ОП сегодня выстраивает собственную вертикаль – от федеральной палаты до муниципальных: «Местные структуры находятся под серьезной опекой администрации региона и самостоятельной роли не играют. Однако есть и независимые палаты в таких крупных городах, как Питер и Москва, – у них свои уставы. Боюсь, что с поправками в закон об ОП, которые вступят в силу в 2017-м, их попытаются подвести под единый знаменатель». Михеева, впрочем, так не считает: «Вертикали нет, и выстраиваться она не будет. Как не существует никакого управления палатами сверху – его и не должно быть».