Российские социологи ответили на критику своей профессии и методов, которые они используют. Они провели исследование общественного мнения, результат которого показал: такие исследования нужны. Впрочем, метод опроса наводит заодно и на сомнение в искренности ответов россиян.
ВЦИОМ выпустил весьма своеобразный опрос об опросах, приуроченный к своему профессиональному празднику, который отмечается 14 ноября. Впрочем, похоже, что причины проведения исследования все-таки другие. О них, например, говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «После драматических событий последнего года – таких как брекзит и победа Дональда Трампа на выборах президента США – массовые опросы населения оказались под атакой: их критикуют журналисты и политики, политтехнологи и эксперты».
Всем критикам Федоров отвечает: социологи не допускают ошибок, изменился объект их изучения – общество. Затем глава ВЦИОМа ударяется в политику: рассказывает о потерпевших крах идеологах «либерализма без границ» и каких-то паладинах «глобального потребительского общества». Закончив эту мысль иллюстрацией некоей эпической драмы, в гуще которой оказались журналисты, политики и сами социологи, он находит повод для оптимизма: «Способа познания мира общественного мнения, альтернативного тому, что предложил много лет назад Джордж Гэллап, по-прежнему не изобретено».
Эту мысль социолог подтверждает проведенным исследованием. 81% респондентов считает, что опросы общественного мнения нужны. Это число складывается из 34%, выступающих за безусловную нужность, и 47% – за относительную («скорее нужны»). Впрочем, без внимания остается динамика. В 2015-м сторонников абсолютной необходимости было 44%, в 2013-м – 23%, а в 2008-м – 24%. Причем до 2013 года сохранялось высокое число неопределившихся – вплоть до 19% (сейчас же их всего 6%). Разъяснений ни по одному из этих пунктов не дается, но можно предположить, что в последние два года соцопросы обрели нечто вроде прикладного смысла. Общественное мнение стало практически 100-процентным отражением пропаганды.
Более того: в том же исследовании слово «россияне» почему-то используется как синоним слова «респонденты». Это распространенная разновидность конструирования общественного мнения, а не его выявления – ведь речь идет о выходе за рамки объекта исследования, то есть 1600 опрошенных, которые в принципе не могут являться выразителями интересов всего российского общества. Но одно дело, когда о россиянах говорят политики или политические аналитики, и совсем другое – когда социологи.
Если бы они решили внести абсолютную ясность и защитить свою выборку в 1600 респондентов, то следовало бы указать абсолютно все выходные данные и дать возможность сравнить их с различной статистикой. Стандартные 130 населенных пунктов – что это за города? Что за 46 областей и почему выбор пал именно на них, а не на другие? Сколько людей отказались проходить опросы? Эта информация позволила бы оценить репрезентативность опроса – пока же в ней нет уверенности.
Возможно, отсюда и растущий скепсис самих респондентов. В то, что опросы общественного мнения безусловно отражают мнения граждан, верят 17% (против 29% в 2015-м). Вместо этого выросло число сомневающихся: в том, что опросы «скорее отражают» настроения народа, уверены 48% против 42% в 2015-м. Совокупность верящих в относительную и абсолютную бессмысленность исследований – 24%, и еще 11% затруднились ответить. В сумме это 35%, или, говоря языком ВЦИОМа, более трети российского общества.
Эту треть можно противопоставить 81% респондентов, уверенных в нужности опросов. Получается, они верят в то, что исследования нужны, но не видят в них смысла или сомневаются в том, что он есть. В принципе это может служить отражением приема самих социологов, которые, задавая основной вопрос, затем проводят уточнения для выявления искренности первоначального ответа. Получается, что, выводя из своего исследования единственную мысль «соцопросы нужны обществу», ВЦИОМ таким образом отказывается от научности подхода и переходит к рекламе. Иронии добавляет то, что упомянутый Федоровым отец-основатель социологии Гэллап – между прочим, либерал-демократ и паладин «глобального потребительского общества» – в свое время работал рекламщиком.