Давление силовиков – не самая большая проблема дальнобойщиков. Фото из группы «Объединение перевозчиков России» в Facebook
Недовольные «Платоном» дальнобойщики, по информации «НГ», намерены опубликовать аналитические материалы по проблемам в отрасли грузоперевозок. В память о годовщине протеста они провели акции, закончившиеся задержаниями и штрафами. Между тем планы водителей большегрузов о всероссийском объединении трудящихся осуществить не удается: общество в апатии, и вступать в союз пока не с кем.
Эпицентр юбилейного протеста пришелся на Петербург и Москву. Дальнобойщики провели автопикеты, после чего выдвинулись к стоянкам, однако сделать это им не удалось: путь преградила полиция, последовали задержания, закончившиеся штрафами за несогласованные акции.
Как рассказал «НГ» глава Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин, некоторые протестующие были «пойманы и задержаны» еще до самих акций.
Нужно подчеркнуть, что эти мероприятия не были согласованы с властями. Впрочем, акции прошли более чем в 30 городах России, и неприятностей в регионах практически не было. По словам Бажутина, где-то подавались заявки на протесты, а где-то нет – все зависело от формата. Причем там, где власти разрешали перевозчикам выйти на улицы, «наших людей вызывали в органы и говорили им: вы, мол, затронули самую верхушку, поэтому оттуда за вами пристально следят».
Москва и Питер, продолжил он, – особые случаи. Тут не планировалось проведение массовых акций вроде митингов, а на одиночные автопробеги разрешения не требуется. Тем не менее «память о Химках (где несколько месяцев был расположен лагерь дальнобойщиков. – «НГ»), видимо, все еще бередит сердца полиции и властей». А потому и возникли проблемы, связанные с законом о публичных акциях, к которым отнесены и автопробеги. По словам Бажутина, все формальные требования вроде расстояния между «митингующими» машинами в 50 м были соблюдены (хотя это касается пеших пикетов), но полицию и это не устроило, так что последовали задержания: «Тогда я подошел и спросил у полицейского, что такое автопробег, как он регламентируется? Тот ответил: не знаю».
Между тем сегодня уже можно подводить промежуточные итоги деятельности недовольных «Платоном» дальнобойщиков. Например, ясно, что запросить помощи у какой-либо политической силы у них не получилось: впрочем, шансов на успех изначально было мало. Испытывает трудности и ОПР: отсутствие финансирования, психологический барьер «каждый перевозчик сам за себя», недостаток внимания со стороны СМИ и общественности. Как известно, в Дагестане движение лишилось самого радикального своего отделения.
К плюсам же можно отнести сам факт появления организации и ее медленное, но поступательное развитие. Когда ОПР только создавалось, в его задачи входила защита интересов профессионального сообщества, а в перспективе – союз с другими подобными организациями. Подобный был заключен с аграриями юга России (так называемые вежливые фермеры), которые 11 ноября откликнулись на акцию и выехали в центральную часть РФ. (Однако безуспешно – их тоже задержали.)
Создание «всероссийского протеста трудящихся» представляется самым перспективным направлением в работе организации. Но и здесь возникли трудности. По словам Бажутина, когда перевозчики предложили свою помощь бастующим шахтерам, те ответили: «Вы против Владимира Путина – а мы нет». Действительно, дальнобойщики выдвигают достаточно радикальные требования вроде отставки премьер-министра Дмитрия Медведева и главы Минтранса Максима Соколова, а их лозунги на мероприятиях затрагивают самого главу государства. Так что нельзя исключать, что и в дальнейшем объединению лагерей протестующих по экономическим и социальным вопросам будет мешать политика. Во всяком случае, пока недовольные не поймут, что отношение к Владимиру Путину или любому другому политику никакого значения не имеет, а важны исключительно собственные интересы.
Бажутин, например, сообщил, что ОПР выступает за союз с различными профессиональными движениями, но трудящиеся пока не спешат объединяться внутри своих отраслей: «Завтра я приду к врачу, а он мне скажет: «У меня и многих других врачей финансовые проблемы». Но я же ничего не смыслю в его отрасли и помочь организационно не смогу».
Видимо, поэтому сейчас перевозчики и сосредоточились исключительно на своих требованиях. Они планируют представить различные аналитические материалы по проблемам отрасли грузоперевозок – в целом и конкретно – по «Платону». Также они намерены настаивать на образовании комитетов при профильных министерствах для обсуждения различных инициатив.
Бажутин рассказал, что представителей ОПР уже зовут на различные официальные мероприятия с участием властей. Те, по его словам, придерживаются такой позиции: все решено – тарифы по «Платону» будут повышены, и никто дальнобойщиков не боится. «Наоборот, – заключил глава ОПР, – боятся, если зовут. Было бы все решено – они бы ничего не обсуждали, а просто ввели бы то, что хотят». Так что и перевозчики надеются, что в итоге тарифы не поднимут, а в обозримой перспективе сойдет на нет и сам «Платон».