Фото пресс-службы Верховного Суда РФ
Суды освобождают от уголовной ответственности почти каждого пятого, сообщил Судебный департамент при Верховном суде (ВС). За первое полугодие прекращены дела более 105 тыс. человек. Однако, уверяют эксперты, оправдательные приговоры остаются юридической экзотикой.
За тот же срок было осуждено около 379 тыс. россиян, половина из которых обвинялась в преступлениях небольшой тяжести. При этом большинство дел – где-то 70% – рассматриваются судьями без исследования доказательств, а лишь на основании признания вины. Правда, в Судебном департаменте отмечают, что многим все же удается избежать судимости. Из тех 105 тыс. уголовных дел около 5 тыс. прекращено из-за отсутствия состава преступления и по прочим реабилитирующим основаниям, остальные – по нереабилитирующим.
То есть люди, конечно, нарушали закон, но были доводы, чтобы смягчить их участь. Это могло быть действие амнистии, примирение сторон, истечение срока давности и т.д. К примеру, было закрыто более 600 дел на предпринимателей на основании того, что они преступили закон впервые и компенсировали ущерб. К реальному же лишению свободы за этот период приговорено менее 30% обвиняемых, то есть выходит, что от ответственности сегодня действительно освобождается почти каждый пятый.
Однако, по мнению адвоката Виктора Наумова, рост количества прекращенных судебных дел нельзя расценивать как шаг к гуманизации: «Единичные случаи закрытия дел по реабилитирующим основаниям говорят лишь о низком качестве работы следствия». Скажем, если сравнить нынешние данные с прошлогодними, то ситуация не выглядит перспективной. К примеру, в 2015-м количество осужденных за аналогичный период было меньше – 349 тыс. человек.
Получается, что за год дел в судах стало больше на 6%, а осужденных – на 11%. То есть системе правосудия по-прежнему присущ обвинительный уклон. Для примера: количество оправданных граждан в 2016-м не сильно отличается от прошлогоднего, составляя около 1,5 тыс. человек.
Эксперт назвал «плачевным» состояние системы уголовного правосудия в основном из-за «чрезмерной зависимости судов от исполнительной власти». С ним согласен и адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев: «Несмотря на высокопарные заявления чиновников о гуманизации системы, ситуация становится лишь хуже. Число осужденных ежегодно растет, а число оправданных снижается, как и число тех, в отношении которых дела прекращают по нереабилитирующим основаниям». Если раньше речь шла об 1% оправдательных приговоров, подчеркивает эксперт, то теперь их количество – не более 0,5%.
«Раз подавляющее количество дел прекращено по нереабилитирующим основаниям, то это означает, что обвиняемый, в первую очередь, признал вину. Люди в рамках дела о преступлении небольшой и средней тяжести часто готовы дать признательные показания, примириться с потерпевшим или компенсировать вред, потому что этот путь им кажется наименее трудозатратным», – добавляет руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.
При этом такие дела можно прекратить еще на этапе следствия, но следователи руководствуются принципом: чем больше дел направлено в суд, тем лучше. По словам специалиста, в большинстве случаев и судьи, если видят неубедительное обвинение, предпочитают закрыть дело под разными предлогами, а не выносить оправдательный приговор.
«Глобальной проблемой является и пресловутый обвинительный уклон – пережиток советского прошлого, когда суд был не независимым арбитром, а придатком правоохранительной системы. На сегодняшний день в этом смысле практически ничего не изменилось», – заявил собеседник «НГ».
Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области адвокат Олег Сухов напоминает, что суды довольно редко идут на прекращение дел из-за примирения сторон, за полгода таких было лишь 56. Закрытие дел по нереабилитирующим обстоятельствам он объяснил так: «Либо органы полиции и прокуратуры работают неэффективно и около 25% преступников сегодня избегают наказания, либо на скамью подсудимых в большом количестве попадают невиновные, которых судьи освобождают от наказания по формальным признакам». Оба варианта, подчеркивает эксперт, указывают на наличие явных дефектов в работе правоохранительной системы.
Впрочем, по словам Хутова, небольшая надежда на гуманизацию все же остается, «поскольку последняя волна смягчения уголовного законодательства пришлась на июль 2016-го, результаты еще не в полной мере отразились на официальной отчетности». У судов лишь недавно появилась возможность освобождать от уголовной ответственности обвиняемых, впервые совершивших нетяжкое преступление и возместивших ущерб. Пока это новая процедура, не все судьи и следователи еще узнали все тонкости процедуры.