Официальных видеодоказательств избиения Дадина пока нет. Кадр из новостного сюжета телеканала «Россия 1»
Сегодня в исправительную колонию (ИК) № 7 города Сегежа должны приехать члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) Игорь Каляпин и Павел Чиков. Они рассчитывают лично поговорить с заключенным Ильдаром Дадиным и затребовать видеозаписи происходящего в колонии. Бывшие заключенные утверждают, что ситуация в колонии еще хуже, чем рассказывал Дадин.
Игорь Каляпин сказал «НГ», что поехать ранее не было ни технической возможности, ни особого смысла: «Для нас главное – даже не поговорить с Дадиным, а затребовать записи с видеокамер». Правозащитники планировали выехать еще 1 ноября, но были бы в колонии только вечером 3 числа: «Все ушли на праздники, включая и начальство колонии, и Следственный комитет, который уже затребовал часть видео, – и толку от нашего визита было бы немного».
С одним из действующих лиц разворачивающейся истории – начальником колонии Сергеем Коссиевым – правозащитникам, видимо, поговорить не удастся. Его местонахождение неизвестно – источники в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) ранее заявили СМИ, что он покинул свой пост до завершения расследования и взят под охрану – из-за угроз, которые поступают в его адрес от интернет-пользователей.
Недоумение относительно отсутствия начальника колонии выразила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, которая уже встретилась с Дадиным. Между тем видеозаписи, на которой заключенный якобы опровергает свои заявления о пытках, так и не появилось. Омбудсмен, в свою очередь, подтвердила, что заключенный поведал ей об избиениях, и предложила перевести его в другую колонию.
Адвокаты Дадина смогут увидеться с ним во вторник. Защитники, по данным «НГ», будут настаивать на независимом медицинском освидетельствовании заключенного. Во время беседы с представителями местной Общественной наблюдательной комиссии у Дадина, как сообщается, случился припадок, не исключено – эпилептический. По мнению некоторых врачей, это может свидетельствовать о полученной им черепно-мозговой травме.
Заключенный, кстати, выразил готовность доказать свою правоту на полиграфе. Сторонники Дадина считают, что будет справедливо, если такую же процедуру пройдут и представители администрации колонии.
Вопрос «пытали или не пытали» становится риторическим – даже если доказать ничего не получится, ясно, что письмо Дадина актуализировало вопрос о проблемах тюремной системы страны. Журналист Кирилл Михайлов, пообщавшийся с родственниками сидящих в ИК № 7 заключенных, сообщил, что их рассказы оказались даже страшнее, чем то, о чем сообщил Дадин. Во всех историях общим является одно – зэки рассказывают, что для пыток используется коридор, где нет видеокамер.
Жена другого заключенного ИК № 7 Камета Сайдулаева, например, рассказала, ссылаясь на слова своего мужа Анзора Мамаева, что избивают заключенных в колонии каждый день. Другой экс-заключенный Аслан Баканаев заявил изданию «Настоящее время», что «начальник колонии Сергей Коссиев и его сотрудники предпочитают избивать заключенных под музыку российской группы «Любэ»: я так понимаю, что к Дадину еще лояльно более-менее относились. Там бывают такие вещи – людей насилуют».
С информацией об избиениях заключенных стали обращаться в соцсетях к жене Дадина – Анастасии Зотовой. Причем у нее нет новой информации о муже: «Мы не знаем, где он находится – в больнице или в колонии. Дозвониться невозможно, трубку не брали. Мы также не знаем, проходил ли он проверку на полиграфе и в чьем присутствии она проводилась».
Адвокат Алексей Липцер ранее направил исполняющему обязанности начальника УФСИН по Республике Карелия просьбу не проводить проверку Дадина на «полиграфе» без его непосредственного участия. Родственники Дадина рассчитывают на допуск к нему независимого врача в четверг: тот, надеются они, выяснит, что послужило причиной эпилептического припадка.
Дошло это дело и до президента. Глава СПЧ Михаил Федотов сообщил, что рассказал обо всем Владимиру Путину, а теперь надеется поднять вопрос о расширении общественного контроля за местами ограничения и лишения свободы. За Дадина вступилась нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич. С одиночным пикетом в поддержку заключенного вышла на майдан депутат Верховной рады Украины Надежда Савченко. Активисты молодежных движений Петербурга, попытавшиеся в выходные пикетировать ИК № 7, были задержаны полицией. Им рекомендовали держаться подальше от «режимного объекта».