Фото сайта kremlin.ru
На Международной конференции по борьбе с антисемитизмом, которая проходила в Москве на фоне обсуждения идеи закона о российской нации, случился казус. Произошло незапланированное столкновение мнений по поводу оценки состояния межнациональных отношений в России. Случилось это после выступлений крупного еврейского мецената Рональда Лаудера и главного раввина России Берла Лазара.
Рональд Лаудер в высшей степени похвально отозвался о Владимире Путине, заявив, что он обеспечил безопасность и стабильность для евреев России. В публике зашептались, что семья Лаудеров поддерживает республиканцев в США, и, как это свойственно многим трампистам, они видят в Путине лидера мирового консерватизма. Говорят, что в среде крупных еврейских филантропов сейчас возник раскол: одни поддерживают Дональда Трампа, другие – Хиллари Клинтон, и это естественным образом отражается на отношении американских евреев к России и ее нынешней политике.
Сразу вслед за филантропом слово было предоставлено Берлу Лазару, который излил на российского президента еще более обильный поток признательности, чем Лаудер. «Люди чувствуют, что мы становимся сильнее, когда нас поддерживает правительство» – примерно таков был смысл слов главного раввина.
Затем возникла пауза, но к микрофону уже шагал седовласый человек, в котором многие признали автора известных критических посланий российской власти. Журналист предупредил, что его выступление не было запланировано и объясняется несогласием с оценками российской политики, которые только что прозвучали. Суть импровизированной речи журналиста сводилась к тому, чтобы участники конференции не обольщались кажущейся стабильностью и обратили внимание на атмосферу нетерпимости и агрессии, которая установилась в последнее время в общественной дискуссии.
Спор не получил продолжения ввиду регламентированности мероприятия, на котором присутствовали послы крупнейших мировых держав. Однако сомнения в состоянии нынешнего общественного консенсуса имеет смысл разобрать. Обратим внимание на то, что именно сейчас президент Владимир Путин поддержал идею разработать закон о российской нации, и первым из религиозных деятелей, кто его приветствовал на этом пути, был раввин Берл Лазар. Обсуждая проект, Путин подчеркнул, что российская общность должна строиться на общих для всех народов страны ценностях, в том числе религиозных.
Тем самым президент отказался от рассмотрения проектов, которые предполагали подвести под общественное согласие идею особой роли одного этноса или одной религиозной традиции. В начале первого президентского срока Путина была сделана попытка провести закон о русском народе, но она ни к чему не привела. Также неоднократно предлагалось обозначить в Конституции особую роль православия в истории Российского государства, и эти инициативы также пока не имеют продолжения. Единственный проект, несущий в себе название «русский», а не «российский», поддержанный Путиным, – это серия мероприятий, призванных обеспечить поддержку русскому языку, то есть явлению культурному, скорее объединяющему, чем разделяющему, россиян разного происхождения.
«Никого из нас не должно шокировать употребление термина «русский». Я глубоко убежден, что термин «россиянин» – это политкорректный термин, искусственно внедренный в нашу жизнь в 1990-х годах», – говорил в 2007 году тогда еще митрополит, а ныне патриарх Кирилл. Правда, в своих более поздних, уже патриарших, выступлениях глава РПЦ уточнял, что под русским народом имеет в виду многоэтничный народ России. Недаром на днях патриарх Кирилл провел переговоры с раввином Берлом Лазаром.
Сейчас выбор сделан в пользу полузабытого слова «россияне», и вряд ли это только лингвистическая тонкость. Власть работает над формированием общей для различных традиций ценностной базой, консервативной по существу, но нивелирующей этнические и специфические религиозные особенности, ведущие к разделению. Трудность, однако, состоит в том, что составление такого сводного мировоззренческого «кодекса россиянина» – колоссальная работа, и ее алгоритм пока не безупречен. Например, консенсус по абортам, достигнутый Межрелигиозным советом России, отнюдь не разделяет остальное общество, что показал недавний опрос фонда «Общественное мнение». Этнические чувства, а также чувства религиозной исключительности при всей их примитивности чрезвычайно сильны, и конкурировать новой общероссийской идее с ними трудно.
Теперь вернемся к дискуссии, вспыхнувшей на конференции по антисемитизму. Упрек в культивировании нетерпимости и поиске врагов, как внутренних, так и внешних, справедлив, но не учитывает связь этой оборонной психологии с обеспечением консолидации. Пока нет общих ценностей или идей, безусловно разделяемых всем российском народом, остается потребность в иных способах мобилизации. Между прочим, еврейской консервативной общественности этот казус хорошо знаком. Примером может служить недавняя волна возмущения произраильских организаций резолюцией ЮНЕСКО об отсутствии связи еврейского народа с Храмовой горой в Иерусалиме. Не имея возможности найти безупречный путь к ближневосточному миру, правые в Израиле и их союзники опираются на мобилизацию перед внешним врагом и эксплуатируют тему глобальной несправедливости мирового сообщества по отношению к Израилю.
Нет ничего удивительного в том, что Владимир Путин, неоднократно бывавший в Израиле, выражавший симпатии еврейскому государству и часто общающийся с представителями иудейской общины, многому учится у одного из самых консервативных народов мира.