Активист Дадин рассказал об издевательствах над заключенныи в Сегежской колонии. Кадр из видео YouTube
В письме к жене, переданном через адвоката, Ильдар Дадин сообщил, что после прибытия в колонию его не один раз изощренно избивали, подвешивали за наручники к потолку камеры, опускали голову в унитаз и угрожали изнасилованием и убийством. Дадин попросил не верить сообщениям о его самоубийстве или побеге: «Я просто боюсь не выдержать пыток», – в которых, по его утверждению, принимал участие сам начальник колонии Сергей Коссиев. О происходящем доложат президенту Владимиру Путину, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Избиения и пытки, о которых сообщает Ильдар Дадин в своем письме жене, датированном 31 октября, имели место, как он сам утверждает, в сентябре. «11 сентября 2016 года ко мне (в ШИЗО) пришел начальник колонии Коссиев с тремя сотрудниками.
Они вместе начали меня избивать. Всего избивали за этот день четыре раза, по 10–12 человек одновременно, били ногами. После третьего избиения опустили голову в унитаз прямо в камере ШИЗО», – пишет Дадин.
Он описывает, что на следующий день ему сковали руки за спиной и подвесили за наручники: «Такое подвешивание причиняет страшную боль в запястьях, кроме того, выкручиваются локтевые суставы, и чувствуешь дикую боль в спине. Так я висел полчаса. Потом сняли с меня трусы и сказали, что сейчас приведут другого заключенного и он меня изнасилует».
Применение физической силы в отношении Дадина в УФСИН по Республике Карелия, до которого удалось дозвониться «Новой газете», действительно подтвердили. В управлении утверждают, что спровоцировал это сам заключенный, который «в грубой форме отказался выходить из камеры, принимать положение для обыска, стал хватать руками сотрудников за форменную одежду, в результате чего к нему были применены физическая сила и спецсредства».
Опровергнуть или подтвердить слова Дадина могли бы установленные в колонии камеры наблюдения, посмотреть которые настоятельно просил заключенный. Хотя, как он считает, они уже уничтожены. Ранее в интервью Интерфаксу руководитель пресс-бюро ведомства Кристина Белоусова заявила, что ФСИН изучит видеозаписи из колонии и проведет собственную проверку.
В письме к жене Анастасии Зотовой Ильдар Дадин говорит, что те же меры давления и силового воздействия использовались не только против него, но и против других заключенных, чтобы сломить их волю. Он рассказал, что по прибытии в колонию его сразу же отправили в штрафной изолятор (ШИЗО), поскольку при обыске в изъятых у него вещах якобы нашли два лезвия. Как считает сам Дадин, эти предметы были подкинуты ему при обыске, после чего он начал голодовку.
Напомним, что Ильдар Дадин стал первым и на сегодняшний день единственным фигурантом, реально осужденным по статье 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). По приговору суда первой инстанции активисту, которому вменялось более 30 административных взысканий за два года, был назначен срок в три года в колонии общего режима, однако позже Мосгорсуд снизил наказание до двух с половиной лет.
В середине октября супруга Дадина Анастасия приехала в город Сегежа для того, чтобы передать через администрацию ИК № 7 продукты и вещи для мужа и встретиться с ним. Однако во встрече ей отказали, так как, по словам сотрудников колонии, Ильдар находился в изоляторе за нарушение внутреннего распорядка и дисциплины. С тех пор, то есть до 31 октября, Зотова не получала о муже никакой информации. «Я чувствовала что-то неладное: Ильдару не давали связаться со мной по телефону, не пускали к нему на свидание. Чутье меня не обмануло, только вот оказалось все намного хуже, чем я могла подумать. Я знаю, это правда, потому что Ильдар никогда не стал бы меня волновать без причины: если он сообщает, что его постоянно избивают и вряд ли он проживет дольше недели – значит, дело исключительно серьезное», – предварила свое обращение в СМИ Анастасия Зотова в соцсетях.
В письме Дадин попросил жену не верить, если обнаружится, что он покончил с собой или застрелен при побеге. «Я не боюсь смерти, – пишет он, – я просто боюсь не выдержать пыток и сдаться».
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов сообщил «НГ» о крайней обеспокоенности этой информацией. «Мы намерены 7 ноября направить в Карелию группу членов совета для того, чтобы на месте изучить ситуацию», – сказал Федотов. Он также заметил, что для посещения Сегежской колонии им потребуется получить разрешение от ФСИН РФ. В то время как, например, членам карельской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) или же уполномоченному по правам человека таких разрешительных документов не нужно, и они могли бы уже сегодня начать проверку в этой колонии.
Однако председатель ОНК Карелии Александр Рузанов сказал «НГ», что выехать в ИК № 7 члены его комиссии намерены завтра. «В среду мы поедем туда, поговорим с ним, со всеми людьми, которые его окружали на протяжении определенного времени, и выясним, что там происходит».
Рузанов сообщил, что первую информацию относительно Дадина он получил 16 октября, когда к нему как председателю ОНК обратилась жена осужденного. «В письменном обращении она просила проверить водворение в штрафной изолятор ее супруга и разобраться в ситуации», – по телефону Рузанов стал зачитывать текст письма корреспонденту «НГ». На вопрос, каковы же результаты проверки, он ответил, что она еще не закончена – мол, прошло всего две недели, а «по закону мы имеем право на это месяц». Он также сообщил, что 18 октября в Сегежскую ИК № 7 ездил помощник начальника УФСИН Карелии, ответственный за права заключенных. «Специально по нашей просьбе он спросил Дадина, согласен ли он с тем нарушением дисциплины, которое он совершил, и есть ли у него претензии к администрации колонии, что нарушаются его права». По словам Рузанова, представитель ФСИН сразу же сообщил в ОНК, что претензий к руководству ИК у Дадина нет. Вчера замдиректора ФСИН Валерий Максименко также подтвердил, что у Дадина нет претензий к руководству колонии, о чем имеется соответствующая видеозапись. «На данную минуту не установлено ни единого телесного повреждения на Дадине. Сам он это под видеозапись подтверждает. Заключение медицинских работников запротоколировано», — цитирует Максименко ТАСС.
Адвокат Дадина Алексей Липцер, встретившийся с Дадиным 31 октября и записавший с его слов информацию о пытках, заявил «НГ», что сейчас его подзащитный чувствует себя нормально. Однако, хотя избиения были в середине сентября, на запястьях явно видны следы от наручников.
В течение дня реакции на письмо Ильдара Дадина о пытках не только в отношении него, но и других заключенных в колонии поступали из самых разных ведомств и инстанций. Провести самую тщательную проверку случившегося пообещала омбудсмен Татьяна Москалькова. А в середине дня пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что о происходящем в Сегежской колонии будет доложено президенту.