Борис Титов уже готовит Партию роста к следующим избирательным кампаниям. Фото РИА Новости
Количество зарегистрированных партий будет уменьшаться в течение ближайших нескольких лет. Информация о возможных проверках Минюстом небольших политструктур уже циркулирует в экспертном сообществе. Однако, например, Партия роста (ПР) бизнес-омбудсмена Бориса Титова заявляет, что она жива и намерена продолжать работу. В декабре на ее съезде будут изменены устав и система руководящих органов.
По словам Титова, ПР уже начала готовиться к новому выборному циклу. Эта подготовка заключается, во-первых, в проведении судебных процессов по итогам прошедшей думской кампании, а во-вторых, в подготовке «конкретных предложений» по улучшению обстановки в стране – и прежде всего делового климата.
Напомним, что в ПР ранее вошли авторитетные в своих регионах политики: например, в Калининградской области Соломон Гинзбург, а в Санкт-Петербурге – Оксана Дмитриева. Они в очередной раз рассказали о «вопиющих фальсификациях». Гинзбург с отрывом в несколько десятков голосов и при сомнительных, по его словам, обстоятельствах проиграл выборы в Калининградскую облдуму, в которой состоял четыре созыва. Дмитриева попала в питерское Заксобрание, но не прошла в Госдуму. Теперь она демонстрирует ролики с участков, на которых видно, что члены комиссий занимаются чем-то странным. Записи в ближайшее время будет смотреть горизбирком, а затем суды.
Корреспондент «НГ» спросил у Титова, не планирует ли он лично доложить о подозрениях в фальсификациях президенту Владимиру Путину, которого ПР, кстати, официально поддерживает.
Титов такое развитие событий не исключил, но заметил, что сначала партия пройдет суды, и вот если они встанут на ее сторону, то тогда и будет с чем идти к главе государства с жалобами на скверно работающую систему. Лидер ПР выразил надежду, что на случаи грубейших фальсификаций станет обращать внимание и новый первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. «Я с ним уже встречался», – сообщил Титов.
Курс своей партии политик прояснил еще больше, когда раскритиковал оппозиционные силы, в частности ПАРНАС, которые требуют отставки Путина, но не понимают, что «после его ухода образуется вакуум». А вот ПР предлагает продумать программу реального изменения страны. А поскольку она «будет участвовать во всех выборах», то в партию уже начали перетекать активисты из других либеральных проектов.
Так что в будущем он не исключил их сокращения, а также слияния с ПР. Называть конкретные организации Титов, конечно, не стал, но можно догадаться, что прежде всего речь идет о партиях типа «Гражданской платформы» или «Гражданской силы». И действительно, в экспертной среде в последнее время начались разговоры о том, что число зарегистрированных партий, которых, по данным Минюста, сейчас 76, может быть сокращено примерно вдвое. Почву же для дискуссии, напомним, дал сам Путин. На встрече с парламентскими партиями сразу же после выборов в Госдуму он согласился с тем, что на политическом поле, видимо, предстоит аккуратная прополка.
Президент тогда констатировал, что никаких миллионов за прежде громогласными оппозиционерами не оказалось. Эту его речь вполне можно трактовать и так, что лично ему четырех думских старожилов в принципе достаточно, ведь они полностью занимают весь политический ландшафт. Конечно, вряд ли Кремль даст команду Минюсту автоматом отменять регистрацию не пошедших в Госдуму партий, а тем более боровшихся, но в нее не прошедших. Однако малым политструктурам уже надо начинать опасаться звонков из этого ведомства, а тем паче – уведомлений о предстоящих проверках соответствия их нормам закона, например, по численности в 500 человек и наличию отделений не менее чем в половине регионов страны.
Источники «НГ», близкие к администрации президента, ранее замечали, что судьбу «спящих» партий, вероятно, решит новый созыв Госдумы. И у экспертов нет сомнений, в какую сторону думцы двинут такую реформу – им всем выгодно сокращение количества потенциальных конкурентов.
Решение об упрощении регистрации партий было реакцией на события на Болотной площади в 2012-м, напомнил «НГ» политолог Дмитрий Гусев. «После того как зарегистрировали множество новых политструктур, выяснилось, что 90% из них на самом деле не работают. В итоге они делигитимизируют всю политическую систему, – считает эксперт. – Да и нет в стране столько политиков, чтобы они могли растечься по 76 организациям». Гусев не исключил, что власти оставят только такие, которые реально работают, а в первую очередь уберут всех, кто не участвует в выборах. По его прогнозам, в итоге вместо 76 может остаться 10–12 партий.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» заметил, что власти действительно могут запустить такой процесс ликвидации «лишних» партий. Сам он к этой идее относится с большой осторожностью. По его словам, наряду с теми, которых никто не знает и которые создавались, скажем, на продажу или в качестве спойлеров, есть и вполне себе живые. Но именно они, считает эксперт, в первую очередь и могут попасть под удар. Макаркин в качестве примера назвал ПАРНАС и «Альянс зеленых», указав, что «на волне всеобщего сокращения власти будет более удобно разобраться с теми, кто ей не нравится».