ЦИК обнародовал отчеты партий о затратах на прошедшую избирательную кампанию. Больше всего денег собрала и потратила ЛДПР, а самыми нерентабельными выборы оказались для «Яблока». Приоритеты в расходах у разных политструктур отличались. Одни вкладывались в ТВ, другие в агитпродукцию, а «Справедливая Россия» больше половины своего фонда отдала за информационные услуги и консалтинг.
Из четырех парламентских партий самыми прижимистыми выглядят коммунисты. Они собрали в свой избирательный фонд 176,2 млн руб. Причем это средства из собственной партийной кассы. Никаких пожертвований от граждан и компаний в итоговом отчете не зафиксировано. Поэтому-то никакого возврата неправильно оформленных поступлений не было, и все деньги до последнего рубля были потрачены на кампанию.
Приоритетом для партии Геннадия Зюганова стало издание и распространение печатных агитматериалов. На это ушло 135 млн. На ТВ и печать в общей сложности затрачены небольшие 37 млн. На информационное благоприятствование и услуги политконсультантов не было выделено ничего, 3 тыс. 250 руб. в этой сфере деньгами не считаются.
Самой дорогой можно считать кампанию ЛДПР. 663 с небольшим млн партия Владимира Жириновского собрала в свою казну, столько же и израсходовала. Кстати, почти половина средств пришла от почитателей и спонсоров. Массовой агитации через газеты и листовки она уделила абсолютный приоритет, затратив на это почти 451 млн. Впрочем, почти 183 млн было отдано и телевидению, а вот государственные печатные СМИ ЛДПР не слишком уважает, им досталось только 23 млн. Что же касается консультантов и пиарщиков, то известно, что лучший из них – это сам Жириновский. Поэтому смешная сумма в две с небольшим тысячи по этой графе расходов вполне объяснима.
«Единая Россия» в отличие от всех остальных, в деньгах нуждалась не очень, а иначе она не стала бы возвращать обратно жертвователям более 10% своего фонда. В общем, из 539 млн единороссы освоили только 471,3. Приблизительно 60% из них затрачено на телевизионную агитацию. Второй огромный кусок средств, 141,5 млн, ушел на листовки. На консультации сторонних спецов партия власти тоже решила не тратиться, обойдясь тремя тысячами.
Из общего ряда выбилась лишь «Справедливая Россия». Партия Сергея Миронова на профессионалов предвыборной борьбы выделила примерно 60% избирательного фонда – 248 млн из 432,2. А вот на ТВ и собственные листовки потрачено соответственно 65,5 и 82,5 млн руб.
Понятное дело, что в этот раз простой расчет дороговизны-дешевизны единичного депутата делать некорректно: из-за своего подавляющего присутствия в Госдуме ЕР и здесь заранее обречена на победу. Но если исполнять эту формальность, то стоит отметить, что один единоросс стоит примерно 1,4 млн, коммунист – 4,2 млн, элдэпээровец – 17 млн, а эсэр и вовсе почти 19. Причем так дорого не обошлись своим партиям даже лидеры «Родины» и «Гражданской платформы» Алексей Журавлев и Рифат Шайхутдинов. За их избрание одномандатниками отдано соответственно 11,3 и 13,8 млн.
Ну а самой нерентабельной партией оказалось «Яблоко». Ни одного депутата провести ей так и не удалось, а между тем денег на это было израсходовано на уровне думских конкурентов. В фонде «Яблока» было 364,4 млн. Потрачены они были все в основном на ТВ и листовки (133,3 и 113,7 млн). Гигантская сумма почти 95 млн ушла и на оплату проведенных для партии работ нанятыми специалистами. n