Руководство партии признает собственные ошибки в думской кампании, но не все. Фото с сайта www.mosyabloko.ru
После думского поражения «Яблоко» консультируется с политтехнологами о своем будущем. На одной из встреч с главой партии Эмилией Слабуновой эксперты указали, какие ошибки «Яблоко» допустило во время кампании и чем теперь ему предстоит заняться. В упрек были поставлены слабые региональные отделения и отсутствие драйва.
Партия Григория Явлинского, как известно, получила 1,99% голосов на выборах в Госдуму и лишилась госфинансирования. В 2011-м было 3,43%. Снижение поддержки произошло несмотря на сильную федеральную десятку партии. После выборов Явлинский решил не признавать их итоги, заявив о фальсификациях. Источники «НГ» в партии подчеркнули, что ее руководители готовы разделить ответственность за провальный результат, открыты для критики и намерены проанализировать ошибки, для чего и обратились за советом к ведущим российским политологам.
Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Игорь Минтусов в беседе с «НГ» заметил, что на выборы не пришло более половины избирателей, и партии предаются сладким грезам о том, что это был именно их электорат. Хотя на самом деле, согласно проведенному РАПК исследованию, непришедшие делятся на примерно равные части.
Первая – это люди, которые принципиально не ходят на выборы или ходят при благоприятных обстоятельствах. Например, если стоит хорошая погода. Вторая часть – это те, кто не пришел, потому что не было предложений от партий. Эти люди считают, что от их выбора ничего не зависит. Именно на них, по мнению Минтусова, следовало бы обратить внимание «Яблоку», чтобы понять, какие ошибки были допущены во время кампании.
Единодушны эксперты в одном – десятку федерального партсписка «Яблоко» собрало очень удачную. Однако использовать командную игру надо было сильнее. Единого мнения о причинах проигрыша выработать не удалось, однако есть несколько моментов, в которых эксперты с разными политическими взглядами оказались солидарны. Эти советы партия намерена взять на вооружение.
Социолог Левада-Центра Денис Волков рассказал «НГ» об основных ошибках партии: «Провели малозаметную предвыборную кампанию, сделали упор на лидера партии Григория Явлинского вместо того, чтобы подчеркнуть команду, которую они сколотили по результатам съезда, и организовали кампанию технологически неверно». Что касается технологии – было много критики, мало позитива, плохо сформирован основной месседж: «Неверно считать, что если тебя не видно пять лет, то за две недели можно что-то наверстать. Думаю, есть внутренний кризис в партии: целеполагание, организация работы со сторонниками».
Схожее мнение высказал и президент коммуникационного холдинга «Минченко-консалтинг» Евгений Минченко. Он насчитал у «Яблока» четыре ошибки: «Они стали позиционировать себя как антипутинскую партию, педалировали свою позицию по Крыму, при удачной части списка позиционировали себя как партию одного лидера и так и не стали партией общедемократического протеста».
Потеряла партия и регионы, показав хороший результат только в Москве, Петербурге, Карелии и Пскове. Политолог, член Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев в беседе с «НГ» заметил, что «Яблоко» становится московско-питерской партией, причем если в городах были не столь значительные потери электората, то в регионах политструктура лишилась значительной доли поддержки: «Надо разбираться в том, что происходит в региональных отделениях, ведь в одних есть успехи, а в других нет». То есть проблема в том, как партийные активисты строят работу с электоратом, есть ли вообще живые отделения в регионах?
Эксперты настоятельно рекомендуют партии заняться работой в межвыборный период. К примеру, Явлинский и Слабунова провели всего лишь несколько предвыборных поездок: такие встречи должны проходить в регулярном режиме.
В партии частично согласились с замечаниями экспертов, частично нет, но намерены проанализировать все вышесказанное. «У всех настолько разные мнения, что они сильно противоречат друг другу. Что для одних наша сильная сторона, для других – слабая. Для одних мы перебрали с темой, другие ее не заметили, – говорит высокопоставленный источник «НГ» в руководстве партии. – Могу сказать только одно: мы поздно собрали деньги и поздно начали, поэтому полевая кампания была только в Москве и Питере, а по стране мы не успели. Делали ставку на билборды, но практически нигде их не разрешили. Было около 100 штук на все регионы. А для заметности надо только в Москве 200–300».
Член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин сказал «НГ», что не согласен с замечаниями относительно того, что партии надо было скрывать свою критичную позицию в отношении Владимира Путина и Крыма, а также не делать ставку на Явлинского: «Нам бы тогда сказали, что это вы скрываете про Путина и Крым? А Явлинский олицетворяет собой конкретику и бескомпромиссность «Яблока», его выступления – это фактически программные тезисы».
Слабунова в беседе с «НГ» заметила, что в партии прислушаются к предложениям экспертов, хотя связывают провальный результат не только с кампанией, но и с мобилизационным эффектом – люди сплотились вокруг власти на фоне внешних угроз: «Мы согласны, что нужна серьезная аналитическая работа, партии надо активизироваться между выборами – не всегда ее видно и слышно». Планируют в «Яблоке» заняться и укреплением региональных отделений и разработкой собственных законопроектов, заверила она. По ее словам, сейчас миссия «Яблока» – работать на будущее и стать партией политического просвещения.