Урсула фон дер Ляйен убеждена, что Германия должна играть более активную роль в сирийском конфликте. Фото Reuters
После состоявшихся в «нормандском формате» в Берлине переговоров о ситуации в Донбассе украинский президент Петр Порошенко опять поднял тему появления на юго-востоке страны вооруженной полицейской миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Остальные участники встречи, то есть лидеры Германии, Франции и России, эту информацию не опровергли. Создается впечатление, что составление «дорожной карты» и урегулирование ситуации в Донбассе пройдет под жестким прессингом международной полиции.
То есть, во-первых, интернационализация конфликта в Донбассе неизбежна. Во-вторых, такую позицию Киева разделяют как минимум две страны Европы – ФРГ и Франция. Украинский лидер сказал, что и Россия не возражает против появления вооруженной миссии ОБСЕ в Донбассе.
«Вооруженная полицейская миссия ОБСЕ... Ее можно называть как угодно. В целом на размещение такой миссии Путин в ходе переговоров согласился. И есть общее понимание, – заявил вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – В данной ситуации Владимир Путин говорил о необходимости использовать нынешнее председательство Германии в ОБСЕ для того, чтобы активизировать проработку этого вопроса». Источник в подгруппе по безопасности контактной группы сообщил Интерфаксу, что участники встречи лидеров «нормандской четверки» обсуждали вопрос ввода в Донбасс международной вооруженной миссии лишь на период проведения местных выборов.
Позиция Киева несколько иная. Порошенко предлагает использовать иностранные воинские контингенты и для других задач, в том числе и силовых. «Мы сейчас сделаем попытку ввести вооруженную, мы ее называем полицейской, миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность как во время избирательного процесса, так и в переходный период», – сказал Порошенко. Переходный период – это время на снятие противоречий между сепаратистскими регионами и Киевом. В основном они касаются демилитаризации и изменения законодательства. Но как этому процессу могут помочь вооруженные формирования ОБСЕ – вопрос. Порошенко использует термин «обеспечивать безопасность». Но этот термин прямо подразумевает использование силы. Для Киева все ополченцы, которые обеспечивают безопасность ДНР и ЛНР, – незаконные вооруженные формирования, и к ним надо применять силу. Не исключено, что Франция и ФРГ именно так понимают слова Порошенко.
Канцлер Германии Ангела Меркель, поправляя Порошенко, заявила, что вопрос о вооруженной миссии ОБСЕ в конфликте в Донбассе «не имеет абсолютной срочности», все же заявила о такой «миссии ОБСЕ, которая может быть вооруженной». В контексте обсуждения идеи о создании в Европе собственных вооруженных сил, их появление в Донбассе под миротворческим флагом ОБСЕ может выглядеть вполне адекватно. Хотя функции ОБСЕ в корне отличаются от функций НАТО. Как известно, ОБСЕ, как организация, которая заботится о безопасности Европы, за последние 15–20 лет не раз привлекалась для мониторинга различного рода конфликтов. Но ни разу в ее истории не было фактов применения многочисленных воинских контингентов для решения миротворческих задач.
А вот НАТО здесь имеет большой опыт. И в основном это Косово. Этот регион Сербии силы альянса, прикрываясь решениями ООН, успешно аннексировали у бывшей Югославии еще в 1999 году. В Донбассе у Запада будет иная задача – возможно, вооруженным путем принудить непризнанные республики вернуться в состав Украины.
Можно по-разному оценивать слова Меркель о преждевременности обсуждения идеи ввода в Донбасс иностранных вооруженных контингентов. И нельзя не учитывать тот факт, что в Германии и других странах НАТО таких контингентов на сегодняшний день просто нет. Накануне нормандской встречи в Берлине министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен на конференции с участием 200 высших должностных чинов немецких вооруженных сил заявила, что Германия вооружается и готова играть более активную роль в военно-техническом сотрудничестве в Европе. Министр напомнила о сирийском конфликте и российской угрозе, подчеркнув, что «изоляция и самоограничения» не решают проблем. «Германия готова участвовать... брать на себя большую ответственность», – сообщила Ляйен, добавив, что этот «правильный путь» потребует огромных затрат времени и средств.
Между тем несложный анализ имеющейся по итогам нормандской встречи информации говорит о том, что вряд ли силовые сценарии нормализации обстановки в Донбассе легко воплотятся в жизнь. Владимир Путин, выступая перед журналистами по итогам визита в Берлин, ничего не сказал о вооруженной миссии ОБСЕ на юго-востоке Украины. Он лишь подтвердил, что РФ согласна расширить эту миссию «в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники». То есть речь здесь идет только о наблюдательных гражданских функциях этой организации. Заметим, что против ввода в Донбасс вооруженных подразделений из других стран высказались представители непризнанных ДНР и ЛНР. Так, полпред Луганской народной республики Владислав Дейнего считает, что миссия ОБСЕ в зоне конфликта «носит сугубо гражданский характер и изменить ее невозможно». А представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин уточнил, что «введение сюда (в Донбасс. – «НГ») полицейской или иной иностранной вооруженной миссии будет противоречить Минским договоренностям, которые четко указывают на недопустимость присутствия иностранцев с оружием в Донбассе».
Таким образом, желание Киева и его союзников интернационализировать конфликт в Донбассе вряд ли в ближайшее время может быть реализовано. По докладам ОБСЕ «с начала сентября наблюдатели фиксируют постоянно растущее число нарушений перемирия в зоне конфликта». Чаще всего трудно точно определить, какая сторона первой начала стрелять. «Факт, что обе стороны нарушают Минские соглашения», – заявил вчера заместитель главы наблюдательной миссии ОБСЕ на востоке Украины Александр Хуг. Это свидетельствует, что конфликт в Донбассе будет долгим.