Фото с официального сайта фонда Валерии Новодворской
Международный фонд Валерии Новодворской приступает к созданию и финансированию сети региональных информационных центров оппозиции (РИЦО). Цель – помочь гражданским активистам самоорганизоваться. Во главе проекта стоит лидер незарегистрированной партии «Западный выбор» Константин Боровой, в 90-х годах – успешный предприниматель и заметный деятель либерального движения.
По сообщению Борового, эти центры предполагается создавать преимущественно в крупных российских городах. Их инициаторами, а потом и координаторами должны стать такие люди, которые уже проявили себя в оппозиционной деятельности. «Наемники-администраторы без четкой гражданской позиции в этот проект не включаются», – заявляет Боровой. Заявку на создание РИЦО активист должен подать в фонд Новодворской, который базируется в США. Чтобы обосновать свою кандидатуру, потенциальный координатор должен будет продемонстрировать возможность наладить в своем регионе взаимодействие с представителями близких по идеологии политпартий и отдельными активистами.
При этом, подчеркивает Боровой, «координатор должен уметь отличать реальную оппозиционную деятельность и позицию от имитации гражданской позиции, провокаций и активности спецслужб, деятельности других кремлевских симулякров». Напомним, что Боровой, который, по сути дела, является политэмигрантом, выступил с данной идеей сразу же после второго вильнюсского форума оппозиции «Свободная Россия» (см. «НГ» от 17.10.16). Свой проект он выводит из собственных же представлений об отсутствии в стране реальной оппозиции. На форуме в том числе и этот тезис Борового вызвал среди его участников живую дискуссию.
Сопредседатель ПАРНАСа в Петербурге Андрей Пивоваров, который тоже был в Вильнюсе, пояснил «НГ», что «при всем уважении к Боровому эта идея пока выглядит мертворожденной» – нет как объяснений, что может мотивировать людей участвовать в этом проекте, так и понимания, есть ли у них такой запрос. По мнению Пивоварова, чтобы объединить людей, нужны либо серьезный медиаресурс, либо популярный лидер оппозиции, либо структура, уже имеющая множество других проектов. Но ничего подобного Боровой не предлагает. Пивоваров сомневается, что данную идею, которая совсем и не нова, Боровому удастся реализовать без оргструктуры и серьезных денег. Так что ему, уверен Пивоваров, следует поддерживать существующие организации и проекты.
Активист Марк Гальперин, напротив, положительно отнесся к этой инициативе, но уточнил, что прежде всего стоило бы финансировать и новичков, и уже существующие мелкие оппозиционные СМИ. Создание информационных центров оппозиции в городах он назвал необходимым: «К примеру, в регионе активист не может позволить себе офис и аппаратуру. А так он сможет более активно освещать деятельность оппозиции». По мнению Гальперина, Боровой мог бы устанавливать для новичков испытательный срок в два-три месяца, поддерживая их деньгами на этот период. «Если движуха сейчас и начнется, то драйверами выступят как раз рядовые активисты – может быть, снизу и вырастет будущий лидер федерального уровня», – заявил он.
Заметим, что, во-первых, в России традиционно плохо относятся к финансированию из-за рубежа сами люди. Во-вторых, еще более этого не любят власти, а значит, у всех, кто подпишет с Боровым договор о сотрудничестве, неизбежно возникнут проблемы. А в-третьих, сомнительной выглядит сама форма, в которой это сотрудничество предлагается.
Может быть, Боровой в силу своего жизненного опыта не замечает, что он фактически предлагает оппозиционерам участвовать в аукционе, выиграть который смогут лишь те, кто понравится лично ему. Потому что критерии, выдвинутые для соискателей зарубежной помощи, объем которой, кстати, пока совсем непонятен, выглядят исключительно субъективными. То есть получается, что наши гражданские активисты, которым и так приходится в России нелегко, по сути, должны будут показать шоу Боровому. В общем, вместо прежней товарно-сырьевой он теперь хочет открыть политическую биржу.