Фото Gettyimages
Уголовно-исполнительному кодексу (УИК) России до 2020 года предстоит серьезная модернизация. Концепция изменений, по информации «НГ», уже подготовлена. В обновленном УИК должен появиться в том числе и более эффективный механизм защиты прав осужденных и их человеческого достоинства.
Концепция общей части УИК, подготовленная на базе юрфака МГУ, прошла общественные слушания. Участники, в частности представители президентского Совета по правам человека (СПЧ) и силовиков, в целом одобрили этот документ. Нынешний кодекс уже не соответствует поставленным перед ним задачам по исправлению осужденных. В новой версии предлагается детально прописать механизмы защиты прав человека в местах лишения свободы. До 2020-го модернизации подлежат 93 статьи, примерно половина УИК.
Законодательство важно наполнить новыми нормами, которые обусловлены произошедшими изменениями в социально-экономической, политической и духовной жизни общества, уверены эксперты. И главная их претензия действительно в том, что уголовно-исполнительная система не способствует исправлению преступников. Например, целый ряд статей УИК не позволяет эффективно защищать права осужденных, а потому с каждым годом растет и количество рецидивных преступлений.
При доработке нового кодекса обещано учесть рекомендации Европейского комитета против пыток. К примеру, международные стандарты норм жилой площади для заключенных и оказания им медицинской помощи должны стать обязательными. Зэков должны обеспечить работой с учетом образования, трудовых навыков и их наклонностей. Они даже получат право на высшее образование, будут расширены рамки свободы совести и вероисповедания. Не забыты и права осужденных на видеосвидания с родственниками и пользование мобильной связью.
Авторы концепции настаивают и на появлении в законодательстве понятия «культурного воспитания осужденных» как одного из направлений исправительного воздействия. При этом, по их мнению, «нужно также предусмотреть, что субъектами социально полезных связей с осужденными являлись и общественные объединения».
Кроме принудительных работ как альтернативного вида наказания предлагается записать в УИК и другие варианты – например, компенсация причиненного вреда или содержание в исправительном центре неполного пребывания.
Планируется расширить и права зарубежных граждан, оказавшихся в российских тюрьмах. Например, приезжим, оказавшимся в колониях, не надо будет получать патентов для того, чтобы работать на их подсобных производствах. Также за иностранцами могут закрепить право общаться и вести переписку на родном языке в том случае, если они не знают русского.
При этом, как выяснила «НГ», сами эксперты настаивают, что изменения в УИК нужно вводить постепенно, «чтобы была возможность практического изучения и прогнозирования последствий вновь вводимой правовой нормы, если такие последствия сразу не очевидны». А главным критерием оценки неэффективности работы учреждений уголовно-исполнительной системы определить «совершение преступлений освобожденным из заключения лицом в течение трех лет после освобождения».