Сопредседателю ОНФ Александру Бречалову уже приходилось делать выговоры губернаторам. Фото Юрия Машкова/ТАСС |
Конфликт между главами регионов и Общероссийским народным фронтом (ОНФ), похоже, усиливается прежде всего там, где в 2017 году состоятся губернаторские выборы. Однако под ударом «путинских контролеров» могут оказаться не только эти руководители субъектов РФ, но и их коллеги, отстающие в исполнении майских указов. Между тем под вопросом остается и судьба самого «фронта», которому предстоит получить новых куратора и, возможно, политическую нишу.
Сегодня «губернаторско-фронтовой конфликт» остро выражен в Пермском крае и Свердловской области. Их главы – Виктор Басаргин и Евгений Куйвашев соответственно уже имеют сложную историю взаимоотношений с «фронтовиками».
Басаргин, как год назад писали и региональные, и федеральные СМИ, пытался взять под контроль региональное отделение ОНФ. Вмешаться тогда пришлось лично президенту России Владимиру Путину. Год спустя ситуация повторилась – сейчас региональные штабы обновляются, а губернатор Пермского края вновь был замечен в попытках привести к руководству «фронтовиками» лояльных себе людей. Куйвашев же традиционно остается в сложных отношениях с «фронтом» еще с конца минувшего года, за что удостоился критики от сопредседателя ОНФ Александра Бречалова.
Между тем уже в следующем году и в Пермском крае, и в Свердловской области состоятся выборы глав регионов. Не исключено, что конфликтные истории нынешних руководителей и членов ОНФ связаны именно с этим моментом. Можно даже предположить, что с реализацией майских указов Путина (за выполнением которого следят общественники) там либо уже есть проблемы, либо же они возникнут, о чем непременно доложат руководству страны «фронтовики». Что они не раз уже делали в отношении других губернаторов.
В 2017-м пройдут еще 12 губернаторских кампаний, так что, возможно, два этих случая могут вылиться в настоящую тенденцию, то есть под потенциальным ударом ОНФ находятся и другие главы регионов. В этой ситуации нанесение контрударов является лишь мерой по самосохранению.
По мнению политолога, доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман, «в опасной зоне» сейчас находится любой губернатор, не обладающий силовым ресурсом – а таких большинство (за исключением руководителей отдельных северокавказских регионов). Вероятность и острота потенциальных конфликтов напрямую зависят от состояния экономики региона.
Немаловажное значение для потенциальных конфликтов имеет экономика региона: «Ситуация двойственна: с одной стороны, c губернатора могут спросить за плохую социально-экономическую обстановку, с другой – ровно эти же проблемы становятся предметом торга губернатора с федеральным Центром, когда глава региона торгует угрозами в обмен на трансферы».
Эксперт уверена, что проблематику определяет не столько конфликт губернаторов и «фронтовиков», сколько природа самого ОНФ: «Это типичная структура кооптации (организация, избираемая сверху. – «НГ»), какие создаются полуавторитарными режимами: квазипартийный институт, призванный одновременно инкорпорировать гражданский активизм и служить потенциальной альтернативой и конкурентом партии власти. Это как ЕР, только более народная». По ее словам, в разгар кризиса члены ОНФ поставлены в такую ситуацию, когда должны оппонировать губернаторам, но не очень сильно – «фронт» открывали не для этого.
А вот вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что как такового конфликта у губернаторов и ОНФ нет: речь идет исключительно о ссорах между отдельными представителями «фронта» с региональным руководством. Он отметил, что причиной служит структура организации, включающая в себя как лояльных губернатору игроков, так и враждующих: «Члены ОНФ в регионах занимаются выявлением проблем региона и нарушений, например, при госзакупках, естественно, критика не нравится местным властям, и они зачастую пытаются ее подавить, продвигая лояльных активистов».
В то же время Туровский считает, что если «фронтовики» и могут снять губернаторов, то, конечно, только «по заказу федерального Центра», который либо собирается принять решение в отношении некоторых глав регионов, либо уже принял.
Перспективы ОНФ пока остаются неопределенными. Фото с сайта www.onf.ru |
Есть тут и другой интересный аспект. Дело в том, что ОНФ сейчас оказался не в самой простой ситуации. Региональные штабы меняются, на носу съезд организации, «Форум действий», а значит, и связанная с этими событиями кадровая и, возможно, организационная оптимизация. Де-факто уже начались губернаторские кампании, а «фронт» вроде как остался без куратора. Вячеслав Володин ушел в Госдуму, а Сергей Кириенко только приступил к обязанностям первого замруководителя администрации президента, который должен заниматься и ОНФ. Как пишут СМИ, на прошлой неделе он уже неофициально встретился с активом «фронта» и сказал: работайте дальше в прежнем режиме.
Сообщается также, что Кириенко должен вместе с Путиным посетить грядущий «Форум действий» в Ялте, который пройдет на следующей неделе. Внимание к организации со стороны властей традиционно повышенное. После назначения Кириенко эксперты допускали, что влияние на ОНФ сохранит Володин – все-таки он его и создавал. Однако теперь точки зрения изменились: эксперты ожидают, что по традиции целиком и полностью кураторство перейдет к Кириенко, который не будет кардинально менять принципы работы движения, но внесет коррективы. Между тем это автоматически актуализирует множество вопросов. Например, как быть с депутатами-«фронтовиками»? Насколько они будут вовлечены в деятельность ОНФ? Сохранится ли связь, и если да – кто станет координатором? Не возникнет ли ссоры между думскими и недумскими «фронтовиками» и, как итог, между председателем Госдумы и первым замруководителя кремлевской администрации?
Шульман, например, считает, что не нужно ждать ссоры между депутатами и активистами «фронта». Ведь первые – это «те же члены ОНФ, только более удачливые». Вместе с тем эксперт отметила, что прошедшие в парламент «фронтовики» автоматически становятся под начало фракционного и партийного начальства единороссов. Она напомнила, что это пропутинское движение призвано смягчить «удар волны народного недовольства» и, по сути, является запасной структурой для ЕР. Однако оставшиеся за бортом Госдумы «фронтовики» могут «взбадривать ЕР, имея больше свободы высказывания и большую «близость к земле».
Туровский тоже считает, что ОНФ сейчас находится в состоянии неопределенности. Скорее всего его ждет смена руководства и кадровая ротация: «Ключевой вопрос: кто будет управлять ОНФ? Возможно, новый внутриполитический блок попытается взять движение под контроль, а может быть, старый захочет сохранить его за собой. От того, кто будет управлять ОНФ, и будут зависеть его политика, задачи и цели».
Вопрос скорее всего решится в ближайшие полтора-два месяца, продолжил эксперт. Если этого не произойдет, то придется ждать до конца года. Сейчас же в задаче о перспективах «фронта» слишком много неизвестных – непонятно, какую он займет политическую нишу. Не исключил Туровский и такого варианта: «ОНФ вообще может оказаться вне игры».