Фото GettyImages
В Общественную наблюдательную комиссию (ОНК) Республики Карелия поступило обращение Анастасии Зотовой – жены активиста Ильдара Дадина, сидящего по «пикетной» статье 212.1 Уголовного кодекса (УК). Она просит выяснить, за что он наказан штрафным изолятором (ШИЗО) сразу после прибытия в колонию. Адвокат подозревает, что Дадину срывают условно-досрочное освобождение (УДО). Эксперты отмечают, что власть уже сделала из Дадина очередной показательный пример для всего общества.
Как сообщила Зотова, в ИК-7 карельского города Сегежа Дадина поместили в ШИЗО и дали строгие условия содержания (СУС). Ни она сама, ни адвокат не знают, из-за чего и на какой срок наложено это взыскание. Зотова сообщила «НГ», что в колонии причину наказания ей назвать отказались, а о ШИЗО она узнала только тогда, когда приехала к Дадину с передачей. Кстати, большую часть продуктов и некоторые вещи администрация передавать отказалась.
Зотова пояснила, что попытка сорвать УДО в этой ситуации, конечно, просматривается. «Но, по слухам, в колонии, где находится Ильдар, всех, кто прибывает для отбывания наказания, отправляют сначала в штрафной изолятор», – сказала она. Напомним, что Дадин мог подавать на УДО уже летом, когда он еще находился в Москве, – как это и положено по закону, после отбытия половины срока заключения. Как известно, Дадин был осужден на 2,5 года за «неоднократное нарушение правил проведения митингов». Под арестом он находился с февраля 2015-го, а этапирован в колонию – в конце сентября этого года.
Адвокат Алексей Липцер подтвердил «НГ», что причина наказания Дадина пока неизвестна. Он не исключил, что Дадину, возможно, действительно «хотят сорвать УДО» и что «теперь уже у него нет шансов на УДО, даже чисто теоретических». Адвокат пояснил, что защита в принципе может попытаться отменить эти взыскания через суд – либо придется ждать три месяца, прежде чем подавать очередное прошение.
Напомним, что Дадина этим летом пытались обвинить еще и в экстремизме, но хода делу так и не дали, пока он проходит по нему свидетелем. Судя по всему, было решено, что жесткость пенитенциарной системы он сможет прочувствовать и в своей колонии. Кстати, Дадин до сих пор остается единственным сидельцем по статье 212.1 УК.
B пока власти явно не стремятся к их росту, тем более что эта статья УК выглядит действительно политической. В ситуации с Дадиным явно используется традиционный прием показательного наказания немногих для острастки всем остальным. Так было при удалении олигархов – пострадал лишь Михаил Ходорковский, так было с Болотной площадью, Pussy Riot и многими другими.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский согласен с тем, что «власти нужен показательный пример, чтобы другим неповадно было». По его словам, как раз Дадин и оказался в этой неприятной роли, через него другим активистам показывают, что их ждет суровое наказание, а на УДО им не стоит рассчитывать. Как подчеркнул эксперт, такая логика не предполагает, что сажают буквально всех, главное – наличие жертвы, которая продемонстрирует остальным, что данный способ политической борьбы наказуем. Необходимости же увеличивать количество заключенных по этой статье у властей нет: «Механизм, направленный на самоограничение оппозиционной активности тех, кто не хочет оказаться на месте того же Дадина, эффективно работает».