Со списком книг для детей взрослые определятся только к 2020 году. Фото Владимира Аносова/PhotoXPress.ru
Программу преподавания литературы предполагается усовершенствовать, например убрать «трудные» для школьников произведения. Как выяснила «НГ», принципиально есть две концепции модернизации – заменить ряд классиков либо современными авторами, либо религиозными текстами. Обновленная программа должна заработать с 2020 года, а сейчас ее различные варианты начинают преподавать в порядке эксперимента.
Уже со следующего года в некоторых российских школах экспериментально будет введена новая программа по литературе для старшеклассников. Количество современных писателей, по некоторым данным, увеличится в четыре раза. Вместо ряда классических произведений будет изучаться, к примеру, творчество Фазиля Искандера, Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Если эксперимент признают успешным, новую программу с 2020 года распространят на остальные образовательные учреждения.
Однако может случиться и так, что школьников с русской классики могут переключить на духовную литературу и обязательное изучение Библии – для «постижения нравственного опыта». Под сокращение, по информации «НГ», могут подпасть такие писатели, как Александр Куприн, Николай Лесков, Алексей Толстой и Федор Достоевский. Ряд филологов считает их книги тяжелыми для понимания подрастающим поколением.
Например, недавно глава Академии образования Людмила Вербицкая заявляла, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого и некоторые романы Достоевского нужно убрать. «Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины», – считает она.
Пока инициатива по повышению через уроки литературы именно духовного уровня детей лишь прорабатывается. Однако Общество русской словесности (ОРС) уже готовит рекомендации о том, что должно войти в список книг для изучения в школах. Кроме стандартного набора отечественных и зарубежных классиков, очевидно, достаточно «простых», безвредных современных авторов, в том числе и из разных частей России, туда могут быть включены и религиозные тексты. К примеру, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Хождение Богородицы по мукам». Библия, судя по всему, тоже должна войти в список обязательных произведений.
Введение религиозной тематики уже поддержал и фонд «Полиция нравов». Его руководитель Юрий Рязанов согласен, что школьный курс перегружен множеством писателей. По его словам, ученикам кое-что о них нужно знать, но это лучше «факультативно, для поступления в институт». Рязанова больше беспокоит, что в обществе забыли основы Библии: «Мы боимся говорить, что Русь была православной, поскольку 95% не смогут назвать 10 заповедей, зато все знают, что есть Сонечка Мармеладова у Достоевского».
РПЦ, в свою очередь, уже высказывала обеспокоенность тем, что классическая русская литература может внушить подрастающему поколению «опасные» мысли. Руководитель Центра кризисной психологии Московского патриархата Михаил Хасьминский раскритиковал литературные произведения, «проповедующие самоубийство». К ним он причислил и пьесу Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», и роман Толстого «Анна Каренина», и «Чайку» Антона Чехова. По его мнению, если что-то из этого списка все же нельзя исключить из школьного курса, то «во время изучения детям было бы правильно говорить что-то антисуицидальное».
Напомним, что, похоже, гораздо более близка к осуществлению другая инициатива – дополнить школьную программу курсом духовно-нравственной культуры. Президент Владимир Путин на встрече с учителями уже согласился с полезностью такого урока. Правда, есть вопрос с тем, как его организовать, «как это будет в сетке». «Решение должно быть продумано и проработано на экспертном уровне», – подчеркнул глава государства.
Что касается самих преподавателей литературы, то среди них превалирует такое мнение – в первую очередь нужно не корректировать списки книг, а развивать новые форматы преподавания. «Дело вовсе не в Толстом или Достоевском, просто программа преподавания построена на устаревших принципах, – сказала «НГ» московский педагог Алена Тарахович. По ее словам, школьники «галопом» изучают серьезные произведения, а с ними необходимо разбирать наиболее важные отрывки, проводить анализ, учить детей понимать тексты и даже давать им собственные оценки. Что касается возможного дополнительного предмета, то собеседница «НГ» назвала это «излишней нагрузкой на детей», напомнив, что в школах сегодня и без того по восемь-девять уроков в день.