Фото GettyImages
Военное ведомство Литвы сообщило о прибытии на базу в Шяуляе самолета НАТО с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS). Не исключено, что это связано с отслеживанием позиционных районов российских мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также оперативно-тактических комплексов «Искандер», которые на днях были передислоцированы в Калининградскую область.
Западные СМИ, фиксирующие передвижения военной авиации, обратили также внимание на полеты разведывательных самолетов США и НАТО вблизи границ РФ и мест дислокации российских военных и военно-морских группировок в регионах Средиземноморья и Черного моря.
Сообщается, что разведывательные самолеты ВВС США RC-135S осуществляли слежение за пусками российских МБР в районах Баренцева моря и Камчатки. Как известно, Россия 12 октября провела три успешных испытательных пуска МБР наземного и морского базирования. Об этом, по международным соглашениям, заранее оповестили США, так что полеты RC-135S были ожидаемы. Но Минобороны РФ отмечает, что в последние недели интенсивность таких полетов резко возросла.
Понятно, что это делается для тотального слежения за войсками и военными объектами, а также для обнаружения российских атомных подводных лодок (АПЛ) и других средств стратегических ядерных сил (СЯС). Об этих целях недвусмысленно недавно заявил министр обороны США Эштон Картер. Как пишет Daily Star, выступая перед пилотами американских стратегических бомбардировщиков в Северной Дакоте, он призвал их тренироваться так, чтобы убедить Россию не пользоваться ядерным оружием в конфликте с НАТО. При этом он призвал и другие страны Запада «обновить свои ядерные методички». Глава Пентагона уверен, что Россия может применить свое ядерное оружие. Чтобы не допустить этого, по словам Картера, Вашингтон работает с союзниками для поддержания духа сдерживания и стратегической стабильности, в том числе, видимо, и путем тотального слежения за СЯС России.
РФ на свои СЯС тратит относительно небольшие деньги – не более 8–9% от всех расходов на вооружения. И здесь важным проектом является продление сроков эксплуатации отечественных МБР. Пуски ракет, которые были произведены 12 октября с космодрома Плесецк и подводных лодок, по информации Минобороны, были необходимы для «подтверждения продленных их сроков эксплуатации».
По данным СМИ, по состоянию на начало 2016 года на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) находились 72 комплекса «Тополь». Это ракеты, которые производились во времена СССР и в РФ до середины 90-х годов. Предполагается продлить срок их эксплуатации до 25 лет. Хотя первоначально устанавливался гарантийный срок всего в 10 лет. Комплексом «Тополь» и его модификациями оснащена основная часть мобильной группировки РВСН. И именно эти мобильные МБР должны выжить и нанести ответный удар в случае ядерной атаки на Россию.
При этом, естественно, наибольшую живучесть должны продемонстрировать ядерные субмарины. Обнаружить и уничтожить их – задача непростая. И если на АПЛ находится оружие еще советского производства, это не значит, что оно плохое. Судя по информации Минобороны, успешный пуск МБР с атомного подводного ракетоносца Тихоокеанского флота «Георгий Победоносец» говорит о том, что проверялась жидкостная двухступенчатая ракета Р-29Р, которая была принята на вооружение еще в 1977 году и производилась, видимо, до середины 90-х годов прошлого столетия.
Р-29Р стала первой МБР для подлодок с разделяющейся головной частью. Она сыграла важную роль в создании ядерного паритета с США. В СМИ сообщалось, что по состоянию на июль 2009 года на российских АПЛ проекта 667БДР было развернуто 69 ракет Р-29Р (из 80 возможных) с 207 ядерными боеголовками. Тогда это составляло 35% от количества стратегических боезарядов, развернутых на подводном флоте, и 7,7% от общей численности СЯС РФ. Если учитывать тот факт, что АПЛ, которые эксплуатируют эти МБР, по-прежнему в строю, надо полагать, данная статистика мало чем изменилась.
Надо добавить, что эту «коллекцию» МБР весьма эффективно дополняют другие разработанные в советское время ракеты, в первую очередь – Р-29РМУ2 («Синева»), которую Россия производит до сих пор. «Синева» размещается на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Эту ракету тоже проверяли в минувшую среду на надежность. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Новомосковск» успешно выполнил стрельбу этой ракетой из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск подтвердил, что «Синева» по-прежнему способна эффективно уничтожить цель на расстоянии более 11 тыс. км. Это расстояние – рекордное для всех имеющихся в мире МБР.
Сколько таких ракет в структуре СЯС, официально не сообщается. Однако можно предположить, что они составляют основу мощи подводного флота, входящего в СЯС РФ. О важности «Синевы» для обороны РФ говорит тот факт, что в августе 2016 года Красноярский машиностроительный завод, который их выпускает, посетил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. После его визита на предприятии был заменен руководитель. А новый гендиректор «Красмаша» Афанасий Колмыков на прошлой неделе заявил, что завод помимо прежних заказов для АПЛ проекта 667БДРМ изготовит еще одну партию МБР «Синева».
Самые современные субмарины четвертого поколения проекта 955 «Борей» («Александр Невский», «Юрий Долгорукий», «Владимир Мономах» и т.п.) имеют на вооружении твердотопливные МБР «Булава» разработки Московского института теплотехники. Но вряд ли в ближайшие десятилетия на них будет сделана ставка. Судя по заявлению руководителя Государственного ракетного центра им. Макеева Владимира Дегтяря, атомные субмарины пятого поколения будут иметь на своем вооружении жидкостные МБР, то есть ту же, но усовершенствованную «Синеву». «Впереди у нас с вами работа над созданием ракетных комплексов для подводных лодок пятого поколения, которые будут стоять на вооружении Российского флота вплоть до 2060 года», – сказал он в обращении к работникам предприятия в связи с Днем машиностроителя.