0
2300
Газета Политика Интернет-версия

12.10.2016 00:01:00

Государство показывает кнут и пряник одновременно

Тэги: нко, правозащитники, иноагенты, гранты, финансы


нко, правозащитники, иноагенты, гранты, финансы Фото пресс-службы движения "Гражданское достоинство"

Движение «Гражданское достоинство» – оператор по распределению президентских грантов для правозащитных некоммерческих организаций (НКО) выделит финансовые средства 70 структурам. Деньги получат в том числе Московская Хельсинкская группа (МХГ), «Комитет солдатских матерей» и движение «За права человека» (ЗПЧ). Одновременно они подвергаются и давлению со стороны государства – через закон об иностранных агентах.

Обладателями грантов стали самые разные организации. Среди них есть религиозные (православный «Инок»), женские («Консорциум женских неправительственных объединений»), детские и инвалидные («Пеликан»), ветеранские («Азовское районное общественное Движение пострадавших в военных конфликтах») и многие другие.

Спонсорскую помощь из бюджета получили и старейшие правозащитные движения. Например, МХГ досталось почти 2 млн руб. Почти столько же, 2,3 млн, получило Липецкое региональное отделение «Комитета солдатских матерей России». ЗПЧ государство вообще профинансирует на сумму более 5,5 млн –  под проект по налаживанию диалога общества и власти.

Однако все эти организации либо находятся под угрозой попадания в реестр иноагентов, либо уже там побывали. Например, ЗПЧ до сих пор отображается в списке Минюста (по состоянию на 7 октября 2016) как организация, в нем находившаяся (с 22.12.14 по 30.12.15),  а затем исключенная по такой причине:  «Прекращение выполнения функций иностранного агента». То есть исключить – исключили, а ярлык все равно остался.

Глава МХГ Людмила Алексеева не раз выражала опасение, что ее структуру тоже занесут в реестр просто так, за компанию. Попадали туда  и реготделения «Солдатских матерей», например, в Питере и Костроме.

Несмотря на перспективный грант ЗПЧ Льва Пономарева, денег не хватает катастрофически. Он рассказал «НГ», что ранее уже выплатил штраф в 300 тыс. руб. за то, что его организация не называла себя иноагентом. Сейчас надо выплатить еще три таких же: «Если до 15 октября мы не внесем деньги, то окажемся в состоянии банкротства. Организация на грани закрытия». Пономарев заметил, что ЗПЧ вынуждено просить у судебных приставов отсрочку для их выплаты.

Судя по информации на сайте, для оплаты первого из оставшихся трех штрафов деньги уже собраны, на остальные не хватает 400 тыс. И никакой грант Пономареву не поможет: бюджетные ассигнования выделяют под конкретные проекты.

Налицо вроде бы как абсурдная ситуация, когда государство одной рукой давит на общественников, заставляя платить непомерные штрафы, а другой выделяет немалые деньги на их поддержку. Пономарев назвал эту ситуацию «одним из примеров абсурдности, коих у нас много». Он объяснил это разобщенностью самой власти и неопределенностью ее желаний. А еще и тем, что, по его словам, наша страна сейчас находится в переходном состоянии от авторитарного режима, хотелось бы сказать, к демократии, а может быть, как раз к тоталитарному. Он считает, что выдача грантов подтверждает слова президента, что «мы идем к демократии», а вот действия других госорганов можно интерпретировать строго противоположно.

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов согласен с такой трактовкой, но только отчасти. По его словам, госведомства просто не согласуют друг с другом свою политику. Те, кто выдает гранты, «связаны с внутриполитическим блоком – они далеко от тех, кто выписывает штрафы». Он отметил, что одно время была поставлена задача добиться большей лояльности со стороны правозащитников, и им стали выделять средства: «С одной стороны, чтобы их немножко приучить, а с другой – чтобы всегда можно было им об этом напомнить».

Однако правозащитники не поменяли направления своей деятельность, а значит, считает эксперт, особого смысла и дальше раздавать им деньги у власти в общем-то нет, так что, возможно, эта работа теперь будет свернута. При этом Миронов указал, что неопределенность в получении финансирования используется властью, чтобы склонять НКО к необходимости каждый раз идти и договариваться с ней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1384
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1391
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1294
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2097

Другие новости