Михаил Касьянов и другие демократы не могут прийти к компромиссу уже целую вечность. Фото Reuters
Лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов намерен начать очередной раунд переговоров об объединении с «Яблоком». В федеральном политсовете (ФПС) первой партии «НГ» пояснили, что скорее всего речь пойдет о создании единого гибридного бренда. Однако в «Яблоке» против такой модели: они считают, что их политструктура должна быть базой для союза демократов. Эксперты указывают, что шанс на прохождение в органы власти сегодня есть только у объединенной оппозиции – но коалиция при нынешних демократических лидерах невозможна, потому что у них разные политические интересы.
Касьянов уверен, что объединение усилило бы обе партии. Лидер ПАРНАСа настаивает: если бы слияние произошло раньше, единая политструктура преодолела бы пятипроцентный барьер на выборах в Госдуму. Впрочем, и он считает, что перспективы туманны: «Я объединением с «Яблоком» занимаюсь много лет». В ближайшее время Касьянов намерен возобновить переговоры. Основатель «Яблока» Григорий Явлинский тоже был в свое время не против создания Демкоалиции, однако заявлял, что это возможно, только если его партия будет базой для объединения, а все примкнувшие к политструктуре поддержат его кандидатуру на выборах президента 2018 года.
Судя по всему, Касьянов просто пытается привлечь внимание к своей партии очередным анонсом возможного создания союза демократов. Как рассказал «НГ» член политсовета питерского отделения ПАРНАСа Вадим Суходольский, разговоры об объединении внутри партии не ведутся – все готовятся к предстоящему съезду партии.
Между тем когда такие обсуждения активно велись весной этого года, люди скептически относились к перспективе объединения – потому что «Яблоко» не обозначило конкретных условий: «Нам должны быть предоставлены гарантии, что при таком объединении ПАРНАС будет достойно представлен в единой партии. Но сомневаюсь, что Явлинский готов поделиться властью».
ПАРНАС может и полностью влиться в «Яблоко», сказала «НГ» член федерального политсовета партии Наталья Пелевина – однако такой вариант маловероятен: «Я не уверена, что мы на такое согласимся, потому что ПАРНАС много сил затратил на свою узнаваемость – и действительно, партия стала узнаваемой». По словам Пелевиной, речь должна идти о слиянии и создании новой политструктуры с учреждением сопредседательства, переизбранием всех руководящих органов, где в равных долях будут представлены представители обеих партий.
Пелевина пояснила: в таких случаях лицензия одной из партий берется за основу, а затем подаются документы в Минюст на перерегистрацию. Название такой единой партии тоже должно быть новым, скажем, состоящим из двух: «Яблоко–ПАРНАС». «Это проблема, что Явлинский настаивает на том, что «Яблоко» должно оставаться в прежнем виде и служить платформой для объединения, ее надо решать, – сказала Пелевина. – Но эти выборы показали, что по официальные результаты его партии не сильно отличатся от наших. Либералами и интеллигенцией была сделана ставка на «Яблоко», ходили слухи, что партия уже чуть ли не одной ногой в Госдуме, а они не только не вошли в парламент, но и госфинансирование потеряли».
В «Яблоке» отнеслись к идеям парнасовцев скептически. Зампред партии Сергей Иваненко подчеркнул «НГ», что для широкого обсуждения вопроса ПАРНАСу сначала нужно провести съезд (он должен пройти до конца этого года) и выработать официальную позицию. Зампред «Яблока» Николай Рыбаков считает, что сперва ПАРНАСу нужно определиться «со своей внутренней позицией и ситуацией внутри партии – на выборах все демократы объединились с «Яблоком», а парнасовцы объединились с националистами: если мы объединимся с ними в том виде, в котором они находятся сейчас, это никого не усилит».
По словам Рыбакова, идея создания общего бренда неоднозначна: «ПАРНАС – это изначально объединение нескольких партий, не случайно он назывался «Республиканская партия – Партия народной свободы». Но это не дало особого эффекта. Объединение же если и возможно, то только на базе «Яблока». На этих выборах к нам уже присоединились почти все видные демократы».
Комментарий бывшего переговорщика демократов, депутата псковского Заксобрания Льва Шлосберга оказался еще резче: «В этой кампании ПАРНАС полностью потерял свое лицо – они превратились в партию национал-социалистов. После того как они сделали своим лицом на выборах Вячеслава Мальцева, партия политически умерла. Эту страницу трудно закрыть. Я не знаю, что может сейчас помочь ПАРНАСу».
Член политкомитета партии Сергей Митрохин тоже считает, что объединяться нужно только на базе «Яблока», оставляя исключительно их бренд и название: «Гибридные формы бесполезно создавать. Лучше всего просто взять, вступить в «Яблоко» и не городить огород». Он также подчеркнул, что институт сопредседательства бессмысленен, это продемонстрировала история самого ПАРНАСа. Однако он пообещал, что в случае объединения двух партий к парнасовцам отнесутся уважительно, скорее всего переизберут все руководящие органы партии, а также дадут коллегам в равных долях места во всех руководящих органах «Яблока».
Основатель «Яблока» Григорий Явлинский готов объединить демократов только под собственным руководством. Фотос сайта www.yabloko.ru |
Если суммировать высказывания всех спикеров, то можно прийти к простому выводу: проблемы, стоявшие на пути объединения партий, никуда не делись, они, наоборот, усиливаются. ПАРНАС требует от «Яблока» равенства – вместе с тем непонятно, почему яблочники, считающие себя самодостаточной политической силой, должны идти им навстречу. Более того, далеко не факт, что если бы партия Касьянова пошла на самороспуск и поголовное вступление в «Яблоко», те бы согласились. Трудно представить Явлинского рядом с Касьяновым: все-таки «Яблоко» – лидерская партия.
Наконец, ПАРНАС сейчас занят борьбой с внутрипартийной оппозицией – так называемым немцовским лагерем, куда входит зампред политструктуры Илья Яшин. Касьянов, возможно, пытается отвлечь внимание своих сторонников от этой проблемы, однако ее наличие также затрудняет создание демократического союза. У Яшина с «Яблоком» натянутые отношения: скажи завтра Касьянов о возможности вхождения в «Яблоко», и его зампред получит возможность обвинить начальника в желании расформировать партию. Более того, он получит повод претендовать на лидерство.
Похоже, раскол в партии, который упорно отрицает ее руководство, продолжает расти. Вчера политструктуру покинула член ФПС Ольга Шорина. «Партия перестала соответствовать моим представлениям о политической организации, которая последовательна в своих целях и действиях», – сказала она. Ранее Шорина, занимающая пост директора Фонда Бориса Немцова, заявила о несогласии с политикой председателя Касьянова по выдвижению на выборах в Госдуму Мальцева, который был вторым номером в списке от ПАРНАСа: «Я считаю, что его взгляды не соответствуют идеологии партии. Кампания, в которой активно участвовали националисты, была вредна партии. Аргумент о том, что он победил на праймериз, несостоятелен, так как праймериз, с моей точки зрения, провалились». Шорина добавила, что ошибки в ходе избирательной кампании нужно признать, а не забыть.
Покинул свой пост и председатель челябинского отделения партии Алексей Табалов. Ушел и глава татарстанского отделения Марсель Шамсутдинов. По информации источника «НГ» в партии, еще многие члены планируют покинуть организацию в ближайшее время – именно из-за того, что ПАРНАС утратил идеологическую идентичность.
Да и для Касьянова расформирование ПАРНАСа по факту означает политическую смерть. А потому объединительные интенции, видимо, объясняются заигрыванием с электоратом. Хотя по факту приводят к недоумению и разочарованию избирателя: если не объединились с тысяча первой попытки, значит, не объединятся никогда.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, разговор об объединении, который инициировал Михаил Касьянов, связан с желанием сохранить его собственную партию и усилиться в качестве политического игрока. Однако позиция «Яблока» известна: любое объединение возможно только под их брендом и вокруг Явлинского – при его лидерстве. Все разговоры об объединении последних лет так и не дошли до логического конца, и этого не случится и в этот раз, полагает Туровский: «Хотя, если мыслить рационально, только объединение демократов позволило бы получить госфинансирование на прошедших выборах в Госдуму, а при лучшем раскладе – и преодолеть пятипроцентный барьер. Но для этого объединиться должны вообще все демократы, что представляется невозможным, в то время как власть, как показывает практика, без труда раскалывает любые коалиции».
В то же время проблема заключается не только в объединении партий, но и в объединении политических интересов, которые они хотят представлять, говорит «НГ» глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский. По его словам, прежде чем приступать к переговорам, необходимо выяснить, кто голосовал за «Яблоко» и ПАРНАС на выборах, проведя соответствующее исследование, и понять, чего хочет избиратель от партий и кого хочет видеть лидером. «Демократический избиратель – это не казарма, которая ждет команды, когда либералы объединяться и «Единую Россию» заменит «Единая демократия», – так это не сработает», – полагает Павловский.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов сказал «НГ», что нельзя утверждать, будто Демкоалиция вообще невозможна: «Дело не в том, что в России это невозможно. Дело в том, что лидеры нынешней оппозиции не готовы поступиться амбициями и поставить идеологические интересы выше личных. Вместо этого каждый хочет сохранить под своим руководством свою мелкую поляну с минимальной выгодой для себя – проведение пары-тройки депутатов в парламенты, а в лучшем случае – получение госфинансирования». Избиратель в такую конструкцию уже не верит, потому и не идет на выборы.