Александр Тетердинко и Вячеслав Макаров успешно поработали на выборах. Фото с сайта www.spb.ru
«Единая Россия» показала неожиданный успех в Санкт-Петербурге – регионе, в котором у избирателей и общественности скептическое и высокомерное отношение к партии власти является политической традицией.
Пять лет назад партия власти в Петербурге пребывала в незавидном положении. На выборах в Госдуму 2011 года «Единая Россия» (ЕР) в Петербурге набрала менее 36% голосов избирателей. Такой электоральный результат был крупным поражением. В Заксобрании Санкт-Петербурга с 2011 года ЕР в отличие от других регионов России пребывала в меньшинстве – 20 депутатских мандатов из 50. Единороссы деликатно называли это относительным большинством.
К выборам 2016 года ничего особо не предвещало, что в Петербурге ЕР сможет реанимироваться. Препятствием для возможности получить приличный электоральный результат мог стать затяжной раскол местных элит. На протяжении многих лет журналисты усматривали за многими событиями в Петербурге наличие смысловых разногласий между губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и спикером Заксобрания города Вячеславом Макаровым. Последний с 2012 года являлся секретарем регионального отделения единороссов, то есть контролировал партийный аппарат.
Многие эксперты прогнозировали ЕР на выборах 2016 года в Петербурге неутешительный результат. Политолог Александр Юрьев называл цифру в 30%, политолог Александр Конфисахор говорил о 20% голосов избирателей. Раздражающими предвыборными темами для избирателей города могли стать, по мнению наблюдателей, проблемы строительства стадиона «Зенит», недовольство реформами в ЖКХ, установление в Петербурге мемориальной доски финскому фельдмаршалу Маннергейму и многое другое. «Петербург всегда был городом высокой культуры, вольнодумной (критически мыслящей) университетской молодежи и военных, – утверждал профессор Михаил Решетников. – Его политические взгляды всегда были относительно консервативными с некоторой высокомерно-снисходительной оценкой любых политических партий и выдвигаемых ими лозунгов».
Несмотря на это, утром 19 сентября обнаружилось, что в Санкт-Петербурге «Единая Россия» выиграла выборы во всех одномандатных округах в Госдуму, в которых выставляла кандидатов, и провела в региональное Заксобрание 36 депутатов. При этом количество партий, представленных в новом созыве парламента города, даже увеличилось с пяти до шести.
Избирательная машина партии власти умудрилась впервые в новейшей политической истории Петербурга фактически разгромить всех оппонентов. По одномандатным округам в региональный парламент ЕР взяла 24 мандата из 25. В одном округе единоросс не баллотировался.
Результат, показанный ЕР на выборах в Петербурге, оказался возможен благодаря человеческому фактору, который в условиях слабости общественных институций продолжает играть ключевую роль в России. В Петербурге спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, который большей частью и контролировал ход избирательной кампании, применил простые рецепты для организации победы. Спикер благоразумно начал полноценно сотрудничать с губернатором города. Георгий Полтавченко возглавил список региональной группы ЕР на выборах в Госдуму, и накануне дня голосования в городских газетах бренд ЕР прямолинейно увязывался с именем губернатора.
При этом впервые в Петербурге фактически избирательным штабом стал исполком партии, что не совсем типично для выборных кампаний. Возглавить исполком Макаров заблаговременно до выборов доверил бывшему заместителю председателя городского избиркома Александру Тетердинко, который, в свою очередь, окружил себя молодыми профессионалами. Кампания единороссов не сбавляла оборотов, начиная с предварительного голосования.
Опытный юрист и менеджер Тетердинко не был связан по рукам и использовал в ходе выборов современные технологии общественной и политической работы. Традиционные партхозактивные ритуалы были сведены к минимуму. Например, Тетердинко запустил открытый диалог с общественностью Петербурга. Мало в каком регионе РФ можно было обнаружить, что партия власти проводит серию общегородских форумов, посвященных множеству тем: деятельности благотворительных организаций, здоровому образу жизни, молодежным организациям, сохранению исторической памяти и защите прав животных. «Единая Россия» стала обсуждать с петербуржцами даже проблему чистоты дворов после выгула собак.
Стратегия Макарова сделать в избирательной кампании ставку на молодую команду профессиональных технократов сработала. Избирательную кампанию Макаров провел руками своего главного исполнителя Тетердинко без особых изысков, но последовательно и системно в масштабах всего города. После избрания депутатов Заксобрания Макаров сохранил пост спикера, а Тетердинков в качестве бонуса за удачную работу возглавил в новом городском парламенте партийную фракцию.
Дополнительным ветром в паруса ЕР стала организационная и идеологическая немощь всех ее оппонентов. Оппозиция пыталась высказаться точечно, но в итоге не смогла достучаться до избирателей.
В известной пьесе Евгения Шварца медведь в финале не превращается в животное, а остается человеком. «Единая Россия», символом которой является медведь, показала на выборах в Петербурге фокус, в котором за медведем избиратель разглядел человеческие лица. Волшебник в пьесе Шварца объясняет этот парадокс «обыкновенным чудом».