Михаил Ходорковский обещал вести свой новый проект в неполитическом русле. Фото РИА Новости
Проект «Открытая Россия» Михаила Ходорковского объявил о готовности финансировать создание новых независимых СМИ. Для выбора лучших из них политэмигрант объявил конкурс, итоги которого будут подведены в декабре в Таллине. Пресс-секретарь экс-руководителя ЮКОСа Кюлле Писпанен объявила, что перед СМИ не будет стоять задача расшатывания режима. Эксперты считают, что власти подумают иначе.
Запущенный Ходорковским проект «Открытые медиа» уже вызвал определенный ажиотаж. За несколько дней, объявленных с момента его создания, уже поступило почти 200 заявок, рассказала «НГ» Писпанен. Она подчеркнула, что таким образом дается ответ на кризис в медиасфере: «Профессионалов своего дела практически не остается.
Независимых журналистов либо выдавливают, либо они перестают быть таковыми и становятся сервильными, по сути, обслуживающими интересы власти».
Проблема касается всей российской медиасферы, однако самые большие трудности испытывают, как известно, ТВ и региональные СМИ. Как ранее подсчитали эксперты, в регионах к подконтрольным властям можно отнести до 90% всех медиа (см. «НГ» от 02.08.16). Поэтому, обещает Ходорковский, получить его финансирование сможет абсолютно любой медиапроект.
Для участия в конкурсе надо соответствовать принципам – важна грамотная бизнес-идея, которая сможет выйти на окупаемость и привлечь аудиторию, говорит Писпанен: «Важно, чтобы это было новое СМИ, старт-ап. Издания, которым 10–15 лет, получить грант не смогут».
Кроме конкурса на новые СМИ внутри проекта есть еще и журналистские гранты, премии за удачные публикации, мастер-классы, краткосрочные школы, онлайн-курсы, рассказывает Писпанен. Предполагается, что жюри подведет итоги в декабре: «Как сказал Ходорковский, это произойдет, когда мы будет вручать журналистские премии на специальном мероприятии в Таллине». Организаторы «Открытых медиа» также всячески подчеркивают, что проект будет носить общественный, а не политический характер – мол, его целью не будет расшатывание режима. «Режим прекрасно угробит себя сам, – считает Писпанен. – Наша цель – помочь создать условия для плавного возвращения страны на европейский путь развития после неизбежного падения. Для этого нужна программа и приличные люди с опытом работы».
Как власти отнесутся к СМИ, финансируемым Ходорковским, предугадать несложно. По всей вероятности, журналистов, сотрудничающих с оппозиционером, ждет либо давление, либо ярлык «пятой колонны». Некоторые из кандидатов в депутаты от «Открытой России» уже заявили о реакции властей. Так, экс-кандидат из Татарстана Рузиль Мингалимов заявил о том, что власти «убили» созданное им молодежное СМИ: «В 2009 году я начал создавать студенческое радио «Ура», которое переросло в молодежное интернет-радио. В 2013 году я возглавил объединенную структуру – учебную телерадиостудию, где мы выпускали молодежную программу на челнинском телевидении». 26 сентября Мингалимову было направлено уведомление о сокращении должности руководителя телерадиостудии (копия есть в «НГ»). Сокращению, как резюмировал оппозиционер, подлежат теперь все ставки сотрудников данного медиапроекта, а потому он считает, что на него давят.
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, власти в благие намерения проекта, конечно, не поверят, и у журналистов, сотрудничающих с ним, будут проблемы. «Но все к любым изменениям уже готовы – терять особо нечего, – продолжил эксперт. – Те, кто хотел, уже работают на власть, а независимые журналисты, которые проводят расследования и критикуют региональное руководство, и так подвергаются гонениям. Выбора у них особенно нет, поскольку государство независимые начинания не поддержит, бизнес боится, и Ходорковский является фактически единственным игроком на этой площадке».
Для Ходорковского, уверен Макаркин, проект «Открытые медиа» – это часть долгой игры: «Он уже говорил, что режим может продержаться еще 10 лет, и хочет создать опору для себя в регионах – сначала привлекая амбициозных молодых политиков, а теперь и журналистов».