Вячеслав Мальцев не забыл уроки истории. Фото со страницы Вячеслава Мальцева в Twitter |
Бывший № 2 в федеральном избирательном списке ПАРНАСа, блогер Вячеслав Мальцев, как стало известно «НГ», создает так называемую партию нового типа. Эта структура должна войти в альянс, аналогичный Координационному совету оппозиции – его уже готовят демократы. В дальнейшем же она может быть использована для аккумуляции социального и националистического протестов. Хотя в Интернете муссируются другие слухи – якобы Мальцев действительно готовит революцию.
О необычном политическом начинании Мальцева «НГ» первоначально рассказал источник в ПАРНАСе, от этой партии блогер баллотировался в Госдуму.
По его словам, демократы сейчас рассматривают возможность формирования общей структуры, аналогичной Координационному совету оппозиции, сложившемуся после протестов 2011 года. Тогда, напомним, либералы вроде Бориса Немцова или Ильи Яшина сотрудничали с самыми разными политическими силами. Среди подобных сил сегодня будет и новая организация, создаваемая Мальцевым.
Но что это будет за организация? В разговоре с «НГ» Мальцев сказал, что партии пока не планируется: «В ближайшее время – нет. Мы должны прийти в себя после думской кампании. А вопрос о партии должны решать мои сторонники. Если они сочтут это нужным, тогда создадим».
Это будет партия, рассказал источник «НГ», близкий к руководству демократов. А зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин подтвердил план по сотрудничеству с Мальцевым, но уточнил, что входить в эту политструктуру либералы не намерены. Московский сторонник Мальцева Марк Гальперин сообщил «НГ», что планируется создание неких «комитетов сопротивления», которые затем объединятся в единую сеть.
По словам Мальцева, комитеты создаются его сторонниками по всей стране. Это некие ячейки в его поддержку. Между ними налажена горизонтальная связь, непосредственно им они не контролируются. Соответственно, продолжил Мальцев, возникают эти отделения иногда и без его ведома: сторонники общаются между собой в основном посредством Интернета – это люди, которые смотрят онлайн-передачу «Арт-подготовка» и читают мальцевский блог.
Судя по описанию, Мальцев создает так называемую партию нового типа. Этот термин стал в последнее время политическим трендом. Новое звучание ему придал гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин, когда несколько лет назад обрушился с критикой на партийную систему РФ и предложил создать нечто вроде общественной организации «здоровых политических сил». В конце минувшей недели председатель «Единой России» Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что прошедшая избирательная кампания «стала началом важнейшего этапа для нашей партии – формирования партии нового типа».
Термин этот время от времени приписывают авторству Владимира Ленина, хотя на самом деле появился он позже – в 1930-х годах, и затем вошел в «Краткий курс» истории ВКП (б). Трактовок понятия «партия нового типа» может быть две: одна классическая (или же историческая), другая современная.
Первая, например, предполагает жесткую вертикаль – это политическая партия военного типа. Качество партийцев важнее их количества, союз с идеологическими противниками может быть только тактическим, но никак не стратегическим. Это революционная партия «по Ленину».
Современная трактовка предполагает наличие общественной структуры, координация в которой осуществляется на горизонтальном уровне, главным образом через Сеть. Вертикали власти как таковой нет, предоставляется свобода действий, простор для инициативы, а количество партийцев стоит превыше их качества.
Хотя корни первой партии уходят в область военного искусства, а второй в анархизм, цель у обеих всегда политическая. Задачи, как следует из истории, ставятся двух видов. Первая – предотвратить революцию или адекватно на нее отреагировать. Такой план, например, у Сулакшина. Вторая цель, наоборот, заключается в подготовке революции. Тут уже можно вспомнить Ленина: Мальцев, судя по всему, решил пойти по его стопам. Он вбросил в медиа новость, сводящуюся к следующему: 5 ноября 2017 года «должно что-то произойти». Что конкретно должно произойти, он, конечно, не говорит: скажи он о подготовке к революции, и дело закончилось бы тюрьмой. Но все сочли, что речь идет именно об этом.
На самом деле у такой структуры могла бы быть прикладная и куда менее сумасшедшая цель: аккумуляция социального протеста. Происходи он на почве экономических требований или даже националистического недовольства (Мальцев в конце концов близок к националистам), неважно, главное, что люди могут сами объединяться, не зная даже, кто их лидер.
Если Мальцев попробует трансформировать общественную организацию в политическую, то он неизбежно столкнется с тремя проблемами, уверен руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Это вопросы финансирования, регистрации, привлечения и удержания актива на местах.
«Пока это все пиар в чистом виде и судя, по всему, поиск спонсоров», – говорит Миронов. Однако если Мальцев не контролирует собственную сеть, он мало кому будет интересен. Другими словами, создавать нужно было бы классическую партию нового типа: «Например, если у кого-то будет конкретный бизнес-интерес, то Мальцев сможет организовать митинг либо выставить своих ярких кандидатов на выборах в регионе».
Сыграть исключительно на социальном протесте, политизировав его, тоже будет сложно. «То, что Мальцев в 2017 году прогнозирует революцию по аналогии с 1917 годом, не совсем корректно, – резюмирует эксперт. – 100 лет назад достаточно было взять Зимний дворец с несопротивляющимся временным правительством, а сейчас хорошо выстроенная жесткая вертикаль власти, и никто просто так ничего не отдаст».