Когда-то Михаил Касьянов и Илья Яшин придерживались общих взглядов, но теперь смотрят в разные стороны. Фото РИА Новости
Подготовка ПАРНАСа к съезду, который состоится до конца года, сопровождается чередой скандалов. Демократы, как выяснила «НГ», разбились на три лагеря, два из которых можно считать внутренней оппозицией. Лидер партии Михаил Касьянов уже анонсировал переизбрание всех руководителей политструктуры – председателя, его замов, членов федерального политсовета (ФПС) и бюро партии. Его оппоненты, прозванные командой Немцова, предлагают вернуть сопредседательство и опасаются своего исключения.
Часть членов ПАРНАСа из числа руководителей рассказали «НГ», что «в последнее время чувствуют себя неуютно в партии». На последнем заседании ФПС прозвучали требования исключить из политструктуры зампреда Илью Яшина – на просьбу его сторонников убрать этот пункт из повестки последовал отказ. Голосовать могут только члены ФПС, но за отставку Яшина так никто и не подал голос.
За исключение одного из его ближайших соратников – председателя костромского отделения партии Николая Сорокина, по информации «НГ», проголосовали пять человек (из 29 членов ФПС). Кроме того, за ним нашли серьезное нарушение: Сорокин до сих пор не перерегистрировал отделение в соответствии с названием партии. В документах оно все еще звучит так: «Республиканская партия России – Партия народной свободы». То есть РПР–ПАРНАС. Политсовет решил, что если Сорокин не исправит наименование в ближайшее время, то вопрос о его исключении прозвучит уже на съезде.
Нелицеприятные фразы прозвучали в отношении другого зампреда – Владимира Кара-Мурзы. Председатель самарского отделения Андрей Балин, не являясь, кстати, членом ФПС (он приехал поддержать Касьянова), сказал тому: «Я против перевыборов, потому что не хотел бы, чтобы новым председателем партии стал еврей или чеченец». Между тем рядовых активистов и сторонников немцовцев на ФПС не пустили.
По словам Кара-Мурзы, руководитель саратовского отделения Дмитрий Игнатьев (тоже не состоящий в ФПС) на требование признать привлечение к прошедшей думской кампании националистов и антисемитов неприемлемым «назвал нас семитами и сказал, что наше неприятие антисемитизма – это детские комплексы». Однако настоящее возмущение либералов вызвал пост в Facebook Игнатьева, где он недвусмысленно высказал сожаление относительно итогов Великой Отечественной войны. За это его потребовали исключить. Отметим, что Игнатьев опроверг авторство записи.
Сорокин рассказал «НГ», что за его исключение из партии открыто голосовали сторонники Касьянова – зампред Константин Мерзликин, Александр Берестнев, Александр Нычкин, Геннадий Пушко и Муса Садаев: «Последний сказал в открытую, что в партии есть сторонники Касьянова, а есть группировка Михаила Ходорковского, и показал на Кара-Мурзу. А есть группировка Немцова – и показал на Яшина, Прохорова (член ФПС Вадим Прохоров. – «НГ») и меня».
По мнению Сорокина, руководство ПАРНАСа хочет выдавить из партии именно немцовскую группировку, но пока не хватает поддержки. Он подчеркнул, что помимо его отделения перерегистрироваться не могут еще около десятка отделений, но в отношении никого из них не прозвучало такого предложения.
Между тем источник «НГ» в партии рассказал, что до съезда Мерзликин и Касьянов попытаются перетянуть на свою сторону как можно больше голосов региональных отделений, видимо, чтобы исключить несогласных. По его словам, областные ячейки, судя по всему, будут специально профинансированы под это дело. Отметим, что сравнительно недавно среди оппозиционных активистов прошел слух, что из кабинета в офисе партии даже убрали портрет Бориса Немцова. Правда, после разразившегося в соцсетях возмущения все же вернули.
От кадровых решений ПАРНАСа зависит то, найдет ли партия дорогу к сердцу избирателя. Фото со страницы партии ПАРНАС в Twitter |
Вадим Прохоров заявил «НГ»: «Если Касьянов не отреагирует на высказывания Игнатьева, то я не очень понимаю, что он так любит делать в Страсбурге и Брюсселе – там это не принято». Прохоров считает, что подобные высказывания – если это подлинная запись – недопустимы.
Впрочем, Касьянов уже обратил внимание на проблему. Как сообщил «НГ» источник в ПАРНАСе, лидер партии разослал коллегам письмо, в котором осудил поступок Игнатьева. Но сделал оговорку: тот будет исключен, если это действительно его запись.
Прохоров считает, что объединение с националистами для партии было ошибкой: «При Немцове считалось, что нельзя состоять в одной партии с зоологическими антисемитами и националистами. Есть подозрение, что команда Касьянова сделала ставку на них, и если реакции руководства не последует, это и будет подтверждением». Политик напомнил, что предвыборный союз с блогером Вячеславом Мальцевым так и не был признан ошибкой. По словам Прохорова, если его опасения подтвердятся, тогда ему надо будет бояться не исключения, а соседства в политструктуре с националистами и антисемитами: «Это уже не партия Немцова. Только они, видимо, считают, что это хорошо, а я считаю, что это плохо».
Кара-Мурза сказал «НГ», что в партии раскола нет, а сам он надеется достучаться до председателя Касьянова. Мерзликин в разговоре с «НГ» опроверг намерения партии построить общую с националистами структуру: если сотрудничество и будет, то только в результате переговоров. Не согласен Мерзликин и с тезисом, что руководство готовит «исключение внутрипартийной оппозиции»: «Такие же подозрения были и перед заседанием ФПС, и они оказались безосновательными. Эпизод с Сорокиным, то, что он не перерегистрировал свою организацию, – грубое нарушение устава, мы это и констатировали. Он не выполнил решение съезда, здесь нет политической составляющей».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский обратил внимание на следующее. Решения руководства ПАРНАСа были далеко не идеальным, а лидерство Касьянова не оказалось эффективным. Однако во внутрипартийной оппозиции нет человека, который мог бы возглавить партию.
По мнению политолога Николая Петрова, Касьянов не очень комфортно себя чувствует с политиками публичного типа, к которым, условно, относятся немцовцы. Эксперт напомнил, что у Немцова было уникальное качество: он мог общаться и с элитами – этого не может Алексей Навальный, и с обычными людьми – это не очень хорошо получается у Касьянова.
«Касьянова не устраивает не радикализм этой команды, а то, что это – публичные политики (они могут зажигательно выступать на митингах), а он – аппаратный бюрократ, – продолжил Петров. – Его расхождение с внутренними оппозиционерами понятно, он не допустит более ярких, чем он, людей. Они могут быть только ситуативными союзниками». Решение проблемы «оппозиции в оппозиции» может быть для Касьянова только одно – как раз создавать альянс с яркими, более действующими на избирателя политиками, чтобы компенсировать свой политический недостаток: он не трибун.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ»: «Если на съезде исключат всю внутрипартийную оппозицию, это пойдет ПАРНАСу только во вред. Очередной раскол – и социальная база партии сократится». Эксперт продолжил: «Никто не готов рассматривать ПАРНАС только как персональный инструмент Касьянова и его личную партию – несмотря на то что он ее финансирует».
По словам Миронова, один Касьянов к будущим победам партию привести уже не сможет, и логично его дополнять другими фигурами. Их отсутствие сузит для партии возможности и разочарует сторонников: «Люди растекутся по внутренним эмиграциям и перестанут вообще ходить на выборы». Политолог отметил, что возвращение института сопредседательства было бы сигналом – разногласия в партии прекратились, можно двигаться дальше.