Борис Титов делает ставку на молодежь. Фото с официального сайта Партии роста
Поствыборная деятельность большинства непарламентских политструктур свелась к рефлексии по поводу собственного поражения в кампании-2016. На этом фоне Партия роста (ПР) Бориса Титова выглядит политически активной. Как выяснила «НГ», в ПР уже готовятся к региональным кампаниям, победа в которых должна обеспечить ей выживание на демократическом фланге.
Как следует из материалов, размещенных на сайтах партий, даже победители предпочитают в основном говорить о будущем Думы – или же эфемерных вещах, далеких от внутренней политики. Прошедший по одномандатному округу глава «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов резюмирует: теперь его политструктура представлена в парламенте. Его коллега, глава «Родины» Алексей Журавлев надеется, что нижняя палата не станет «передаточным звеном», и оценивает шансы Петра Порошенко остаться президентом Украины.
ПАРНАС просто не признает выборы легитимными. Позиция же «Яблока» сводится к тому, что избиратель пока не готов принять мнение партии о Крыме. Другими словами, работы в рамках своей идеологии не проводится: нет ни конкретных планов по съездам, ни волевых кадровых шагов, ни намерений устроить акции протеста.
ПР относится к неудачникам выборов – сторонники Титова набрали по спискам чуть больше 1% голосов и не провели ни одного одномандатника. Единственный их успех – появление собственной фракции в Заксобрании Петербурга. Между тем сайт партии полон новостей о ее деятельности, причем сегодня это выглядит так, будто агитация и не заканчивалась.
На интернет-странице ПР даются подтверждения о продолжении существования региональных отделений и их работе по различным направлениям – от защиты бизнеса до представления различных экономических проектов.
«Мы единственная непарламентская партия, которая с 2011-го увеличила результат, – сказал «НГ» лидер подмосковного отделения ПР Борис Надеждин. – Конечно, наш результат – не очень, но в своей предыдущей инкарнации – «Правое дело» – партия получила в два раза меньше. Так что рост есть, и при таких темпах через 25 лет пройдем в Думу. Шутка».
В ПР, по словам Надеждина, готовятся к гонке на выживание, которая стартовала среди демократов сразу после кампании: «Совершенно непонятно, какие партии доживут до следующего избирательного цикла». Нужно сказать, что об оптимизации партийной системы говорил и президент Владимир Путин на встрече с участниками выборов. Многочисленный состав участников кампании, сказал президент, нужен был для того, чтобы «снять эту пену, которая бурлила и пыталась доказать, что за крикунами идут сотни миллионов граждан – нет там таких сотен и десятков миллионов». А теперь, продолжил глава государства, когда ясен расклад политических сил, нужно сделать так, чтобы «и принципы демократии не были ущемлены, и чтобы сама политическая структура не работала против самой себя».
Эти высказывания можно трактовать следующим образом: партийные фланги ожидает нечто вроде балансировки. В результате некоторые политструктуры могут попросту исчезнуть. Чтобы избежать этого, им срочно нужно наращивать политический вес, доказывать, что они серьезные политические игроки. Либо свернуть деятельность самим.
Не взяв думскую высоту, Партия роста устремилась к региональным вершинам. Фото с сайта www.rost.ru |
Партия роста, продолжил Надеждин, не собирается сворачиваться и уже готовится к съезду, который должен состояться «через месяц-другой». На мероприятии будут поставлены задачи по выборам регионального уровня, а административные органы будут кардинально переформатированы. «Титов не находится в прострации и депрессии, он собирается работать дальше», – подчеркнул Надеждин. Это замечание важно в свете прогнозов экспертов, которые посчитали, что, проиграв выборы, бизнес-омбудсмен решит избавиться от партии или выстроит из нее региональную структуру на основе питерского отделения.
За счет этой питерской лицензии – фракции в Заксобрании – политструктура может работать на федеральных выборах без сбора подписей, однако для областных и краевых кампаний придется собирать автографы граждан. Чтобы избежать этого, продолжает Надеждин, «будем идти и через местные выборы».
Здесь нужно сказать, что это заявление в духе Кремля и партии власти, где многократно заявляли: для подтверждения политических амбиций необходимо начинать работу с выборов нижнего уровня. Впрочем, как доказывают многочисленные примеры, в муниципалитетах ситуация для непарламентских структур обстоит ничуть не лучше, если не хуже, чем на федеральных выборах. А потому оптимизм представителей ПР при всей логичности их выводов, возможно, объясняется молодостью партии.
Тем не менее, считает Надеждин, молодость – это преимущество: «Если смотреть на пятилетнюю перспективу, то шансы усилиться есть». По его словам, партия занимает потенциально важную политическую нишу: «Это ни разу не большинство в Думе, но 10–15% людей в нас заинтересованы – в том, чтобы было меньше административного давления на бизнес. А единственная партия, которая шла с этой повесткой, – мы».
Впрочем, и тут возникает вопрос. Такая же повестка у общественной организации Титова «Деловая Россия». В этом смысле дублирование функций, как правило, играет против обеих структур. По словам Надеждина, где-то организации действительно идут параллельным курсом, а где-то расходятся, но это следствие принципа Титова не загонять партию в административную вертикаль.
Напомним, что на выборах в Мособлдуму в Подмосковье намечался джентльменский союз ПР и «Яблока» – партии собирались уступить друг другу округа, но не договорились. Появляется вопрос: не будет ли произведена попытка реанимировать сотрудничество, но уже в долгосрочном формате? По мнению Надеждина, это бессмысленно: есть выборы – есть переговоры, нет выборов – не о чем разговаривать: «Невозможно представить партию, в которой Явлинский, Титов и Касьянов». А потому, резюмирует политик, кто выживает к 2021 году – тот и будет договариваться.