Фото Mitchell Leff/Gettyimages.ru
Информационно-аналитический центр «Сова» не обнаружил случаев использования антиэкстремистского законодательства в предвыборной борьбе. Эксперты также утверждают, что за восемь месяцев этого года в стране снизилось число неправомерных приговоров «за слова». Но не из-за повышения качества работы правоохранителей и судов, а потому, что в целом резко растет количество осужденных по соответствующим уголовным делам.
В новом докладе центра «Сова» отмечается, что «антиэкстремистское законодательство в первые восемь месяцев 2016 года, как и в предыдущем году, активно использовалось не только против радикальных противников политического режима, но и против граждан, далеких от радикализма, и в ряде случаев применялось явно неправомерно». Напомним, что эксперты центра оценивают деятельность правоохранительной и судебной систем страны с точки зрения «чрезмерного ограничения гражданских свобод».
Особое внимание «Сова», естественно, уделила «пакету Яровой», который был принят как раз в этом году. Правда, та его часть, что вводит новые обязанности и ограничения для интернет-сферы, напомнили эксперты, в силу пока не вступила. Ужесточение и расширение статей Уголовного кодекса (УК) по терроризму, еще раз указано в докладе, не имеет подтверждений в текущей правоприменительной практике и поэтому оправданной не выглядит. А вот ряд норм, усиливающих госконтроль за религиозными организациями, уже применяется.
Среди наиболее интересных замечаний экспертов есть, скажем, такое: «По-прежнему велика доля дел, возбужденных по антиэкстремистским статьям в прямой или косвенной связи с военными действиями в Украине, хотя активная фаза конфликта осталась в прошлом». Здесь активно используется статья 282 УК – о возбуждении вражды и ненависти. По ней зафиксировано пять «неправедных» приговоров в отношении пяти граждан. Например, 320 часов обязательных работ получила домохозяйка, которая в соцсетях нелицеприятно отзывалась о российских добровольцах в Донбассе. Кстати, частью наказания стала конфискация ее ноутбука.
А вот применения антиэкстремистского законодательства в предвыборном контексте практически не было, утверждает «Сова». Напомним, что «посадки за слова» несистемная оппозиция ожидала именно в ходе кампании. И действительно, после ряда высказываний во время дебатов – к примеру о Крыме или об импичменте президента – в Сети поднимались волны дискуссий, где высказывались в том числе пожелания уголовного преследования оппозиционеров. Однако власть на такие советы внимания все-таки не обратила. Хотя кое-где в регионах сейчас еще идут прокурорские и доследственные проверки отдельных заявлений, так что дела, вполне возможно, впереди.
Вообще же, как указано в докладе «Совы», по сравнению с прошлым годом случаев сомнительных приговоров «за слова» стало меньше. Но, отмечают эксперты, это вовсе не потому, что власти наконец перестали таскать в суды всех подряд, а как раз наоборот. Число разоблаченных в Интернете экстремистов «растет настолько стремительно (за январь–август мы знаем о более 170 осужденных), что доля неправомерных приговоров снижается». И самое опасное, что все более заметно, что многие такие приговоры «вынесены за противоречащие букве закона, но не представляющие значительной общественной опасности высказывания».