В пенитенциарной системе России современных СИЗО буквально единицы. Фото РИА Новости
Как стало известно «НГ», правозащитники, юристы, члены общественных наблюдательных комиссий (ОНК) к концу года подготовят «народную реформу» Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По их мнению, попытки преобразований, которые демонстрирует само ведомство, провалились. Президенту будет направлена концепция под названием «АнтиГУЛАГ». Она предусматривает реорганизацию ФСИН, сокращение бюджетных затрат и кардинальную гуманизацию мест заключения.
Система ФСИН постоянно реформируется в последние годы. Одно из главных направлений – улучшение условий содержания. По словам правозащитников, положение заключенных ухудшается под гнетом бытовой неустроенности, насилия и поборов. Общественный активист Ирина Бунтова – сама жена осужденного – рассказала «НГ», что посетила не одну колонию и СИЗО: «Большинство зданий построено еще во времена ГУЛАГа НКВД СССР. В них никогда не было настоящего ремонта, отсутствуют обычные удобства. Так что заявления руководства ФСИН о работе по реконструкции и приведении своих учреждений к международным стандартам имеют мало подтверждений».
По данным «НГ», группой экспертов уже подготовлена альтернативная концепция реформы ФСИН. У нее действительно красноречивое название – «АнтиГУЛАГ». Документ до конца этого года будет направлен в Госдуму и Совет Федерации, Минюст и ФСИН, а также президенту. Авторы уверены: у властей нет иного выбора, кроме как рассмотреть предложенную альтернативу, «поскольку деньги в бюджете заканчиваются, а результатов нынешней реформы ФСИН нет».
По словам основателя соцсети gulagu.net Владимира Осечкина, эта реформа, на которую из бюджета выделялись миллиарды, провалена: «Ни о какой гуманизации говорить не приходится. Деньги разворовали, а уровень рецидива продолжает расти, исправительного эффекта от колоний нет». Никакие «косметические ремонты» не помогут, ФСИН необходимо кардинально реорганизовывать, убежден собеседник «НГ». По его словам, в «АнтиГУЛАГе» отражены идеи из более чем 4 тыс. обращений граждан.
Концепция ставит задачу реорганизации ФСИН. Документ подразумевает ликвидацию управления собственной безопасности (УСБ) и оперативного управления. Предлагается создать специализированное следственное управление, которое займется преступлениями в тюрьмах. Курировать структуру, по мнению экспертов, должен федеральный парламент. В разговоре с «НГ» член Комитета за гражданские права Антон Дроздов рассказал, что в УСБ ФСИН ежегодно направляются сотни обращений и заявлений о коррупции и пытках в камерах, но реакция есть лишь на единицы: «Следователи закрывают глаза на зверства тюремщиков, поскольку те выбивают из арестантов признательные показания, помогая им таким образом избавляться от висяков».
Из полномочий ФСИН, согласно концепции, исключается оперативно-разыскная деятельность и любые медицинские вопросы. Предлагается закрыть и те тюремные производства, на которых нарушаются права заключенных, – конкурентная зарплата, трудовые договора с занесением записи в трудовую книжку и отчислениями в пенсионный фонд.
«Необходима приватизация строительных, торговых, производственных ФГУПов на прозрачных условиях, отказ от самопальной и непрофессиональной коммерции и переход на государственные закупки через аукционы с обязательным доступом к поставкам всех желающих», – говорится в документе. Есть предложение закрыть тюремные кухни, чтобы кормить зэков на контрактной основе, «с одноразовой посудой, из столовых и ресторанов». Правозащитники ратуют даже за обязательное страхование заключенных с момента взятия под стражу и вплоть до освобождения. А также за создание платежной системы с индивидуальными картами, с которых они смогут оплачивать товары и гасить суммы взыскания.
«ФСИН продемонстрировал неэффективность и затратность деятельности нынешних ФГУПов, по фактам махинаций во многих из них возбуждены громкие уголовные дела в связи с хищениями сотен миллионов и миллиардов рублей, – сказал «НГ» создатель первого в России интернет-магазина для СИЗО и колоний Николай Моторный.
Общественники выступают и за закрытие тюремных ларьков, обогащающихся на родственниках зэков. Вместо них при всех СИЗО и колониях должны появиться интернет-магазины по поставке продуктов и предметов первой необходимости. Причем на основе тендеров «с обязательным участием в этой программе 2–3 торговых сетей в каждом регионе» и 5% отчислений в бюджет РФ от каждой покупки.
Второй раздел концепции посвящен гуманизации и разгрузке СИЗО. Там говорится об увеличении площади на человека – с 4 до 7 кв. м и закреплении этой нормы в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), о незамедлительном доступе в СИЗО скорой помощи и введении ответственности за несвоевременный вызов врача. Предлагается оборудовать все камеры экстренными кнопками вызова: «03», «01», прокурора и представителя ОНК. Увеличить подследственным время прогулки до двух часов и поставить металлодетекторы, чтобы исключить «унизительные обыски с ощупыванием и раздеванием».
«Предусмотреть видеозвонки семье и адвокату не менее раза в неделю по часу, обеспечить доступ к Интернету под контролем сотрудников – не менее раза в месяц по два часа», – говорится в документе. Концепция подразумевает наделение начальников СИЗО обязанностью не принимать заключенных сверх установленного лимита и введение запрета на взятие под стражу при отсутствии свободных мест.
Важная инициатива – лишить следователей, судей и начальников СИЗО полномочий ограничивать свидания родственников с подследственным. «Следователи не должны иметь полномочий решать, может ли подсудимый видеться с родственниками – это не имеет отношения к расследованию преступлений. Сейчас они используют это как средство шантажа», – заявила «НГ» член ОНК Москвы Елена Абдуллаева.
По словам члена ОНК Московской области Алексея Павлюченкова, несмотря на громкие заявления о замене заключения альтернативными мерами наказания, суды и следователи продолжают штамповать решения о взятии под стражу. А потому во многих изоляторах у арестантов нет собственных спальных мест, люди спят по очереди, а значит, норма об обязательном количестве часов на сон нарушается.
Правозащитники настаивают и на том, чтобы разорвать связь тюрьмы и следствия. Павлюченков пояснил, что оперативники в СИЗО и колониях дорабатывают за следователей, самостоятельно выбивая признательные показания, самооговоры и нужные показания на третьих лиц. Так что одно из предложений в концепции – выдавать видеорегистратор и диктофон арестованному в случае поступления от него заявления об оказании давления.
«Это будет масштабная работа, она отличается от всего того, что предлагалось ранее. Ряд депутатов пообещали поддержку в части внесения законопроектов. Если их получится реализовать, ГУЛАГ можно будет оставить в прошлом», – сказал Осечкин.