Фото Oleg Nikishin/Gettyimages.ru
По предварительным результатам «Единая Россия» набирает на выборах в Госдуму 54% голосов. Между тем в нынешней ситуации был важен даже не столько процент партии власти, сколько доверие избирателей к результатам выборов.
С самого начала избирательной кампании ставка делалась на проведение открытых, честных, легитимных выборов. Кремль четко дал понять, что не желает повторения протестной ситуации 2011 года, когда недовольство итогами парламентских выборов вылилось в митинг на Болотной площади. Кураторы выборов в администрации президента решили, что не будут гоняться за высокими процентами. В приоритете – доверие граждан.
И действительно, для усиления доверия было сделано достаточно много. Во-первых, начиная с конца 2012 года, стартовала политическая реформа. В частности, были упрощены правила регистрации политических партий. В итоге государственную регистрацию в России прошли 77 партий, 14 из них получили право участвовать в думской избирательной кампании, так как смогли добиться избрания своих представителей в региональные законодательные собрания. Вместе с тем парламентские выборы в 2016 году проводятся по новым правилам, вернулись одномандатные округа. Теперь половина парламента избирается по партийным спискам, а другая – в мажоритарных округах.
Во-вторых, «Единая Россия» за три месяца до начала выборов запустила кампанию по проведению праймериз, пригласив для участия в них в том числе и беспартийных кандидатов. По результатам предварительного голосования, состоявшегося в конце мая, списки партийных кандидатов обновились почти на две трети. Уже сейчас можно прогнозировать, что партию власти в Госдуме будет представлять обновленная элита. Чего нельзя сказать о других парламентских структурах: ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», там кадровая скамейка оказалась значительно уже. Особенно сложная ситуация с новыми лицами в КПРФ. На самом деле это одна из причин, почему Компартия набрала невысокий процент на выборах (около 14%), хотя и пришла на финишную прямую второй, на сотые доли процента опередив ЛДПР.
В-третьих, из 225 одномандатных округов 19 округов «Единая Россия» уступила политическим конкурентам, так как сомневалась в вероятности победить в них. Впрочем, и в других округах 100-процентной уверенности в победе быть не могло, так как в большинстве мажоритарных округов выдвинулись наиболее сильные и яркие представители как от партии власти, так и от оппозиции, что лишь добавило интриги выборам.
Партия власти сделала акцент на людей. В народ отправились одномандатники. Успешными оказались те кандидаты, которые искали региональную и местную повестку, активно встречались с гражданами, что называется «во дворах», получали от них обратную связь, предлагали решение проблем. Прямой открытый диалог с людьми, безусловно, играл на повышение узнаваемости и доверия.
С другой стороны, о высоком рейтинге партии власти почти и не было нужды заботиться. Ведь изначально глава государства Владимир Путин, имеющий высочайший рейтинг, демонстрировал поддержку «Единой России». Президент РФ поддержал единороссов на предвыборном съезде, где утверждались списки будущих кандидатов, а также встретился с представителями «Единой России» в Кремле за неделю до выборов, что не могло не повлиять на усиление позиций партии власти в преддверии выборов. Кроме того, единороссы взяли за основу своей программы майские указы главы государства, проанализировали, что удалось сделать, а что еще предстоит, и предложили план действий по ключевым темам развития государства, экономики и общества. Таким образом партия власти продемонстрировала готовность нести ответственность за проекты, программы и курс, который инициирует Владимир Путин.
Какие выводы можно сделать из состоявшейся избирательной кампании? В первую очередь очевидно, что она стала своеобразным тестом обновленной политической системы и подтвердила ее работоспособность. Всего за пять лет политических реформ удалось сформировать новое качество, архитектуру и дизайн политической системы. Более высокие стандарты конкурентности, открытости и легитимности были достаточно сложной задачей. Однако ее удалось решить.
Уже сейчас с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что в Государственной думе будет образовано конституционное большинство. Причем составлять его будут не только единороссы, но и представители других партий, преодолевших 5-процентный барьер: ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Они составляют костяк так называемого крымского консенсуса. Парламентские партии поддержали решение главы государства в 2014 году о присоединении Крыма к России. На состоявшихся выборах партии «крымского консенсуса» получили в Крыму и Севастополе очень высокие проценты. Таким образом, можно считать, что жители острова еще раз подтвердили результаты референдума 2014 года.
Прогнозируемо, что конструктивный диалог парламентских фракций в Госдуме относительно стратегических вопросов развития страны и ее суверенитета продолжится.
Еще один нюанс: отдельные эксперты называли нынешние парламентские выборы скучными. Но тут возникает вопрос: есть ли в данный момент у людей потребность в политическом шоу? Судя по всему, нет. Избиратель стал более требовательным – популистские, несбыточные обещания его больше не устраивают. Безусловно, это заставляет партии более ответственно относиться к составлению избирательных программ. Выборы становятся инструментом выражения демократии. Это, безусловно, свидетельствует о том, что демократия в России становится более взрослой и зрелой, а общество более подкованным политически. Глава государства Владимир Путин, комментируя итоги выборов в штабе «Единой России», отметил, что одна из составляющих победы партии власти – это растущая политическая зрелость граждан: «Эта зрелость заключается в том, что они понимают: пустые обещания ничего не стоят». Вот почему партии, спекулировавшие на трудностях, с которыми сталкивается страна в условиях режима санкций, проиграли. Народ оказался умнее, чем думала оппозиция.
Вместе с тем благодаря выборам в одномандатных округах в Госдуме появятся представители партий, не сумевших преодолеть заградительный 5-процентный барьер. Так что число политических сил в парламенте явно превысит цифру 4 и может варьироваться от 5 до 8. Появление новых лиц сделает нижнюю палату парламента, несомненно, более сбалансированной и отвечающей федеративному характеру государства.