Школьный курс обществознания предлагается политизировать. Фото с сайта www.school40.tyumen-edu.ru
В стране, похоже, зреет масштабная кампания по правовому просвещению молодежи. Например, школьную программу хотят скорректировать таким образом, чтобы повысить юридическую грамотность не только учеников, но и учителей. Предмет «Обществознание», по информации «НГ», станет более прикладным, а в дополнение к нему образовательную сферу ждет новая дисциплина – «Правоведение».
Сейчас концепция по обществознанию готовится в Государственной думе совместными усилиями с Минобрнауки и Ассоциацией юристов. К концу года документ планируют вынести на широкое обсуждение общественности. Ожидается, что в новой версии основной упор будет сделан на знания, необходимые именно будущим избирателям.
Нынешняя правовая подготовка, считают эксперты, не выдерживает критики. По словам сопредседателя Ассоциации юристов РФ Сергея Степашина, 90% россиян вообще не знают российских законов. «Курс обществознания должен давать основы знаний по всему спектру общественных дисциплин, среди которых, конечно, право – одна из важнейших», – уверен председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. По его мнению, обновленный курс должен быть «комплексным», то есть включать в себя основы разных дисциплин – экономики, социологии, политологии. А также давать школьникам конкретные примеры из жизни.
В нижней палате вообще полагают, что только «правильное» правовое воспитание привлечет молодых людей на выборы. «Трудно сделать осознанный выбор, заполняя бюллетень для голосования, без четкого представления о том, что такое избирательный процесс, политические партии, разделение властей, о том, что такое законы и как они принимаются», – убежден председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Школьный курс обществознания, уверен он, должен рассказывать и о недобросовестной политической конкуренции.
Между тем одной из основных проблем нынешнего преподавания права эксперты считают низкое качество учебников – дескать, они представляют собой «случайные сведения и ссылки на устаревшее законодательство». Старшеклассники зачастую сталкиваются с проблемой несоответствия школьного курса и вопросов на ЕГЭ. Решено повысить и квалификацию учителей. По словам экспертов, обществознание и основы права преподают сегодня люди, не имеющие юридического образования, в основном это историки.
На прошлой неделе замминистра образования и науки Вениамин Каганов подтвердил, что концепция преподавания права сейчас широко обсуждается: «По ключевым вопросам профессиональное сообщество пришло к некоторому согласию, но мы ее еще не выносим на обсуждение, потому что она требует доработки, уточнения, учета всех позиций». Он отметил сложность подготовки грамотного в области права школьника «в условиях правового нигилизма взрослого населения, включая родителей и в какой-то степени педагогов».
Кстати, обсуждается и возможность внести в учебное расписание отдельный предмет по правоведению. Сообщества учителей и юристов уже одобрили эту идею. Ее поддержал и первый зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров. Он настаивает, что правовым воспитанием можно заняться еще и до школы. Например, изучать в детских садах русские народные сказки, обсуждая с детьми, что в них хорошо, а что плохо. «Почему царь Салтан так неправильно себя повел, когда узнал, как ткачиха с поварихой поступили с его женой и сыном, наследником престола? Почему он с ними пирует и не реагирует на очевидные нарушения закона в своем царстве? Это все нужно объяснять детям», – заявляет сенатор.
А вот член ЦИК РФ Александр Клюкин намерен после выборов предложить Минобразования ввести курс правового воспитания во всех техникумах и вузах. По его словам, речь не о том, чтобы навязывать потенциальным избирателям симпатии к конкретным партиям, но «студенты должны понимать, как строится власть, как идет избирательный процесс».
Между тем в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России уже занялись подготовкой особых юристов – так называемых специалистов по правотворчеству. Они будут специализироваться именно на разработке законов и других нормативных правовых актов.