Глава ЦИКа надеется, что большинство губернаторов ее услышат. Фото РИА Новости
Избирательная кампания выявила борьбу не только за места в Госдуме, но и за светлый облик власти. Председатель ЦИКа Элла Памфилова гарантировала прозрачные выборы и наказание всем, кто этому будет мешать. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин уже сейчас развернул настоящую битву с президентским Советом по правам человека (СПЧ) за имидж своего региона, где правозащитники обнаружили избыток админресурса. По информации «НГ», представители областной общественности привезли в Москву жалобу на их необъективность.
Памфилова сообщила, что руководители всех субъектов РФ получили от нее специальные письма о недопустимости применения административного ресурса в день голосования 18 сентября. Более того, как пояснила председатель Центризбиркома в интервью телеканалу НТВ, от большинства регионов она уже получила ответы. На просьбу не нарушать законов пришли не просто обещания, а разъяснения, что для этого делается.
«Конечно, некоторые не слышат и не хотят слышать. Они остались в прошлом, живут в прошлом и действуют по тем схемам, которые в свое время и вызывали протесты и возмущение людей, когда беззастенчиво применялся административный ресурс. Не услышали ни президента, ни избирательную комиссию», – отметила Памфилова. Она напомнила, что такие регионы находятся у ЦИКа на контроле, в котором задействованы и правоохранительные органы.
И все-таки, заявила она, первоначально предполагалось, что тех мест, где выборы будут проводиться по старым схемам, будет гораздо больше.
Так что, по ее словам, «выборы будут на порядок прозрачнее, чем это было раньше, максимально прозрачные – это я гарантирую». Гарантировала она и кары нарушителям: «Если кто-то думает из некоторых не очень добросовестных руководителей, желающих получить нужный им, а не стране результат, что под шумок подсуетятся, а потом после выборов – все. Нет, ответственность таких все равно настигнет – это я могу обещать».
Напомним, что в ходе кампании ЦИК назвал несколько вызывающих подозрение регионов. В том числе Самарскую область, куда и выехала совместная с СПЧ ревизия. Члены СПЧ Илья Шаблинский и Анита Соболева выявили достаточно много фактов, похожих на нарушения, хотя самарские власти еще накануне их визита объявили бесплодными все попытки найти админресурс.
И вот теперь, как стало известно «НГ», в Москву ответный визит нанесли самарский омбудсмен Ольга Гальцова и глава общественной палаты (ОП) Виктор Сойфер. По их мнению, члены СПЧ намеренно очернили руководство региона. Делегация уже встретилась с Памфиловой, уполномоченным по правам человека РФ Татьяной Москальковой и председателем СПЧ Михаилом Федотовым. Им рассказали «о реальном положении дел».
«Мы подготовили 18 предложений в избирательную комиссию, провели 47 проверок по итогам обращений, работали с членами участковых комиссий, добивались, чтобы органы местного самоуправления переносили участки для голосования на первые этажи и в более удобные места», – рассказала Гальцова. Она возмущена, что ничего из этого в отчет не попало. В результате оценка СПЧ, по ее словам, вызвала возмущение местных жителей.
На прошлой неделе общественники направили в Москву письма, где указали, что Самарская область подверглась черному пиару. «И это нас очень тревожит. Слишком свежа память о том, как недобросовестные политические избирательные технологии могут искусственно провоцировать социальные конфликты, дестабилизировать общественное сознание, расшатывать государственные институты», – говорится в их обращении.
В СПЧ с ним принципиально не спорят. По словам Федотова, нужно действительно менять избирательное законодательство – например, декоммерциализировать выборы, чтобы уменьшить интерес к ним политтехнологов.
Губернатор Николай Меркушкин нашел поддержку у самарской общественности. Фото с сайта www.samregion.ru |
У самарцев, по информации «НГ», есть и свои предложения. К примеру, по уходу в отпуск на время кампании должностных лиц, занимающих выборные должности. Такая поправка как раз и позволит избежать конфликтов вокруг равного доступа кандидатов к СМИ – об отсутствии которого и говорили в своем отчете члены СПЧ. Гальцева, скажем, напомнила, что сейчас законодательство никак не регламентирует совмещение агитработы кандидатов с их основной деятельностью. «Мы подготовили на 12 листах предложения по корректировке федерального законодательства», – сообщила она.
Глава местной ОП Виктор Сойфер отметил, что ЦИК услышал аргументы самарских общественников. А Москалькова, выслушав их претензии, предложила доработать отчет СПЧ, отразив в нем новую информацию с места. А для этого, предположил Сойфер, группе из СПЧ, судя по всему, предстоит нанести в область еще один визит. «Наверное, у членов Совета просто не хватило времени. Хотя в отчете я вижу некую предвзятость. Понимаю, что критиковать начальство всегда интереснее, чем человека, которого никто не знает. Поэтому я предлагаю тем же людям приехать в область и внимательней оценить ситуацию», – заявил он.
По словам же Шаблинского, тут разыгран «целый спектакль». Он рассказал «НГ» следующее: «Они вручили письмо от так называемой возмущенной общественности, где меня называют циником, лжецом и глупцом. Их якобы ужасно обидели мои выводы, поэтому они приехали их оспаривать. При этом, по моей информации, местное руководство обязало тысячи трудяг из профсоюзов дать подписи против моей позиции». Правозащитник отказывается ее менять, заявляя, что в отчете была лишь конструктивная критика: «Доклад, который я привез, не опровергнуть. Ничего не изменилось».
Кстати, сам отчет до сих пор не размещен на сайте СПЧ, а «значит, наше руководство колеблется», предположил Шаблинский. Между тем, по данным «НГ», в нем сделан акцент на медийном неравенстве кандидатов, запрете на критику властей, нарушениях в оформлении агитматериалов, ограничениях в доступе к рекламному пространству и даже отдельных фактах насилия против оппозиционных кандидатов. Также правозащитники указали на стремление самарских властей представить своих критиков едва ли не государственными преступниками.