Фото сайта er.ru
18 сентября может быть омрачено фальсификациями, а потом – и локальными протестами. Повторения Болотной площади, впрочем, не ожидается, зато возможны показательные отставки региональных руководителей. К таким выводам пришли эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Бориса Кагарлицкого. Особенность кампании они увидели в возникновении на местах внутриэлитных групп, лояльных Кремлю, но стремящихся потеснить «Единую Россию».
На этих выборах эксперты заметили случаи противостояния ЕР и Общероссийского народного фронта (ОНФ) – например, в Якутии, где последний поддержал по округу Федота Тумусова от «Справедливой России». По информации «НГ», хотя у Тумусова проблемы с местными единороссами, в Кремле его кандидатура возражений не вызывает.
«Недопущение его прохождения в Госдуму стало для руководства республики чем-то вроде идеи фикс, – утверждают авторы доклада. – В итоге сложилась удивительная коллизия, когда кандидат от ОНФ борется против кандидата от ЕР, причем борьба оказывается очень жесткой. Федеральный Центр здесь в любом случае не проигрывает, а вот республике грозит серьезная дестабилизация – глава Якутии настолько «заложился» на победу, что уже превратил выборы в референдум о доверии себе. Тем более что он возглавляет список ЕР». А в Иркутске, где губернаторский пост принадлежит коммунисту Сергею Левченко, давление идет уже на саму ЕР. Команда ее кандидата Сергея Тена жалуется на применение административного ресурса. При этом оппонент Тена – выдвинутый от КПРФ Антон Романов – до недавнего времени сам был единороссом.
В Бурятии развернулась ожесточенная борьба за одномандатный округ между бывшим единороссом Михаилом Слипенчуком, выдвинутым Партией роста, и министром образования республики Алдаром Дамдиновым, на которого, как считается, ставку сделало руководство республики. Причем у Слипенчука пока сохраняются шансы на победу.
У партийных лидеров своя головная боль, говорят в ИГСО, поскольку результат партсписков в большей, чем прежде, мере зависит от явки. Высокая явка может привести к резкому повышению числа голосов, отданных конкурентам ЕР, – за счет ранее не голосовавшего избирателя, который придет на участки только для того, чтобы выразить недовольство властью. На данный момент намерение власти, уверяют эксперты, – максимально снизить явку. И этот план может увенчаться успехом. Источники «НГ», близкие к администрации президента, уже прогнозируют явку в 54%, что маловато для федеральных выборов.
Обостряющаяся борьба за избирателя ведет на местах к стремительному росту нарушений. В связи с тем, что в регионах власти активно применяют админресурс против оппозиции, сохраняются опасения, что и голоса будут считать так же, как и на прошлых выборах, проигнорировав курс на легитимность. О возможностях фальсификации итогов голосования открыто говорят политики и журналисты в Карелии, Астраханской, Тверской и Оренбургской областях. «Прямые фальсификации остаются последним аргументом власти, чувствующей угрозу со стороны граждан, – резюмирует соавтор доклада Борис Кагарлицкий. – Поскольку скорее всего будут применяться вполне привычные и хорошо известные методы фальсификаций («карусели», подделка протоколов и пр.), это неминуемо выйдет на поверхность и спровоцирует скандалы. Перспектива конфликтов, вызванных фальсификациями на местах, совершенно реальна, а потому есть основания ожидать, что после выборов начнутся локальные протесты».
Но совершенно необязательно, что Кремль в случае конфликтов поддержит местную власть, резюмирует эксперт: «Скорее всего федеральные руководители будут действовать выборочно. В отдельных случаях могут сделать выбор в пользу протестующих, демонстративно пожертвовав несколькими «нарвавшимися» губернаторами или мэрами».