Фото сайта kasyanov.ru
У ПАРНАСа неожиданно закончилась черная полоса. К растущему электоральному рейтингу в список своих успехов они добавили почти моментальную победу в Верховном суде и прекращение дел против питерских активистов. Возможно, везение одних демократов началось там, где иссякла удача других.
В Верховный суд обратились представители «Гражданской платформы» (ГП). Они представили перечень претензий и попросили снять оппонентов с выборов. Аргументация, однако, приведена странная. Первым пунктом значится высказывание Михаила Касьянова на дебатах: «Сегодня у нас новая террористическая международная организация… запрещенное в России «Исламское государство».
Мы должны сделать то же самое: встать в ряды международной террористической, антитеррористической организации, коалиции и победить ее совместными усилиями».
Из этого предложения в ГП смогли сделать только один вывод (более того, как подчеркивается в документах, «собственно, иначе его понять и нельзя»): «Касьянов как представитель партии ПАРНАС предлагает вступить в ряды международной террористической организации, а с антитеррористической организацией, коалицией – расправиться». Вариант с оговоркой затрагивается, но лишь для того, чтобы сразу его исключить: мол, если Касьянов сам не поправился, значит, его слова можно рассматривать только как призыв к экстремизму.
Центризбирком не поддержал иск ГП, отразив эту свою позицию в Верховном суде. Как сказала председатель ЦИКа Элла Памфилова, комиссия сделает «все возможное в рамках предоставленных ей полномочий, чтобы все партии, которые были зарегистрированы, благополучно дошли до 18 сентября, чтобы у наших граждан было полноценное право самим сделать выбор по всему политическому спектру представленных партий».
Вскорости после этого ГП отозвала иск, найдя тому не менее странные обоснования. Лидер партии Рифат Шайхутдинов мотивировал отказ от претензий следующим образом: «Во-первых, услышали ряд обращений из СМИ, которые просили этого не делать, не потому что они за ПАРНАС, а потому что они за политическую конкуренцию». Во-вторых – это, собственно, позиция ЦИКа. В общем, все сторонники правых сил, что называется, сохранили лицо.
А ранее Красногвардейский районный суд Петербурга закрыл дела против координатора «Открытой России» Владимира Кара-Мурзы-младшего и активиста ПАРНАСа Даниила Кена. Их обвиняли в незаконной встрече с избирателями, что является агитационным нарушением – дело было заведено по ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Но суд не нашел в деле состава преступления. В очереди на реабилитацию кандидат в Госдуму Андрей Пивоваров и бард Михаил Новицкий.
Обе истории, как может показаться, следует рассматривать в одном ключе. Возможно, впрочем, что это не совсем так – у благополучных концовок, надо полагать, одна первопричина, но характер повествования везде разный. Иск ГП, видимо, это проявление личной инициативы партии в интересах пиара. Такой же позиции придерживаются и сами власти: недавно источники в администрации президента заявили СМИ, что не поддерживают начинание Шайхутдинова, который пытается привлечь к себе и своей политструктуре внимание избирателей (а возможно – не только их).
Пиаром отметились и в ПАРНАСе, где, вместо того чтобы указать на абсурдность претензий, зачем-то начали говорить об усилившемся противостоянии с Кремлем. Мол, партию снимают с выборов. А затем вдруг выяснилось, что не снимают, на что демократы предпочли не реагировать. Что касается власти – то им снятие партии Касьянова с выборов было бы попросту невыгодно: тем самым она развязала бы руки сторонникам идеи о нечестных выборах.
Куда интереснее в этом плане история с питерским отделением демократов. Начать следует с того, что редко когда такие административные дела хорошо заканчивались для оппозиции. Как правило, суд в подобных случаях встает на сторону обвинения. Разгадка, возможно, заключается в самом регионе. Петербург не очень удобен для власти. Тут сильны протестные настроения, а вместе с ними – крепки позиции «Яблока» Григория Явлинского и Партии роста Бориса Титова – от второй партии в Думу выдвинута популярная в Северной столице Оксана Дмитриева.
Соответственно требуется некий противовес. Однако большинство из идущих в парламент партий придерживаются другой идеологии и не смогут разбавить электорат правых. А значит, участие ПАРНАСа в выборах является важной составляющей региональной кампании. Такое партийное равновесие можно сравнить с покачиванием маятника: стоит ему качнуться в чью-то сторону, как тут же начинается обратное движение. Не случайно, например, что в Верховный суд обратились из «Гражданской платформы» – партии, исторически принадлежащей к правому лагерю. (Следовательно, можно задаться вопросом – действительно ли ее лидеры сохранили лицо?)
Этим, очевидно, объясняются и относительные неудачи «Яблока» в последнее время. Властям – и региональным, и федеральным – невыгодна единая политструктура правого толка. Как только избиратель начинает считать таковой одну из идущих на выборы партий – у нее тут же возникают проблемы, в то время как остальные ушедшие в тень политики сразу из нее выходят.