Фото пресс-службы МО РФ
Некоторые подразделения Восточного военного округа (ВВО) испытывают значительный некомплект офицерского состава, а кадровые органы Минобороны, видимо, пока не способны эту проблему быстро решить. Такой вывод напрашивается из инициативы командующего войсками ВВО генерал-полковника Сергея Суровикина, который приказал подчиненным убыть в центральные регионы страны и там набрать в части и соединения округа офицеров из запаса.
Как сообщалось ранее, Минобороны развертывает на Чукотке целую дивизию. Формируются новые части и соединения в Арктике и на Курилах. Инфраструктура, гарнизоны для них строятся опережающими темпами, а вот с набором в новые подразделения квалифицированных военных специалистов, видимо, есть проблемы.
Чтобы решить их, «сформированные в ВВО выездные группы будут работать в военных комиссариатах 26 субъектов РФ». Об этом вчера сообщил врио начальника пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев. По его словам, представители ВВО развернут агитационную деятельность во многих городах РФ. Мол, «это делается с целью привлечь на военную службу офицеров запаса, ранее уволенных по организационно-штатным мероприятиям». Такая инициатива командования в новейшей истории Дальнего Востока и ВВО имеет место впервые. Известно, что в этом регионе ощущается дефицит трудовых кадров, в том числе и не хватает молодых офицеров, находящихся в запасе. Именно поэтому осуществляется набор запасников в подразделения ВВО по всей России. Но, как правило, такую работу централизованно организует Главное управление кадров (ГУК) Минобороны. Из официальной информации ВВО следует, что такая работа ГУКом ранее уже проводилась. И в результате в войска ВВО было набрано 564 офицера запаса из 50 субъектов РФ. «Все они назначены на должности более чем в 130 воинских частей ВВО, в том числе в общевойсковые объединения, Тихоокеанский флот и объединение ВВС и ПВО», – отметил Гордеев.
Но источники «НГ» в штабе ВВО информируют о том, что организованные ранее централизованные мероприятия по набору в войска из запаса офицеров кадровых проблем округа не решили. Не укомплектовано, особенно в новых создаваемых частях и соединениях, значительное число офицерских должностей. В начале 2016 года статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков сообщал, что укомплектованность армии и флота офицерами в 2015 году составила 92%. «Это беспрецедентный уровень укомплектованности. Теперь мы поставили задачу в 2016 году выйти на 93%», – заявлял он. Это будет достигнуто за счет «призыва на военную службу офицеров, уволившихся в предыдущие годы».
Так сейчас, видимо, и происходит, но с проблемами. Грубая прикидка показывает, что Российской армии не хватает около 17 тыс. офицеров. Некомплект в 8% незамечен в действующих подразделениях. Но как набрать офицеров в те подразделения, которые вновь формируются?
Как рассказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан первого ранга Олег Шведков, «в результате непродуманных реформ в 2010–2012 годах Минобороны почти полностью прекратило набор курсантов в военно-учебные заведения страны. И сейчас количество выпускников из военных училищ незначительное. Кадрового голода Минобороны, конечно, пытается избежать за счет офицеров запаса. Это правильное решение». Шведков обращает внимание на то, что при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове штатная численность офицеров в армии и на флоте была уменьшена почти в два раза.
«Многие молодые офицеры оставили службу. Но сейчас хотят служить. Практика показывает, что реально это сделать очень трудно, – говорит Шведков. – Есть большой элемент бюрократии. К нам в военный профсоюз по этому поводу приходят десятки жалоб от офицеров запаса. Мы обращаемся в ГУК, военкоматы за помощью, но встречаемся с различными бюрократическими препонами. И практически никто из наших запасников так и не стал действующим офицером. Видимо, командующий ВВО это понял и решил своими силами решать кадровую проблему своего округа».
В свою очередь, военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев уверен, что трудности с набором офицеров из запаса в войска ВВО связаны со слабой социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей. Он долгое время прослужил в отдаленных гарнизонах на Дальнем Востоке и знает об этих проблемах не понаслышке: «Ранее мотивация офицера к службе в этом регионе подкреплялась хорошим денежным довольствием, продовольственным пайком, предоставлением жилья, различными надбавками».
Действительно, проблемы есть. Оклады офицеров не индексировались уже четыре года. Проезд с Дальнего Востока в отпуск офицера, за исключением некоторых регионов, осуществляется за его счет. В ряде отдаленных гарнизонов ВВО закрыты военные поликлиники и госпитали. Многие военные пенсионеры, живущие на Дальнем Востоке, считают себя брошенными, обманутыми государством. И нынешнее поколение офицеров, видимо, не хочет повторить их участь. На Дальний Восток они, как правило, не стремятся.