0
4022
Газета Политика Интернет-версия

07.09.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Агитация оппозиции ограничена во времени и пространстве

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский – профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Тэги: выборы, агитация, власть, оппозиция, сми, компромат теледебаты


выборы, агитация, власть, оппозиция, сми, компромат теледебаты Кадр из эфира т\к "Россия"

Есть старое правило, связанное с выборами, которое часто применялось в прошлом веке в авторитарных государствах – например, режимом Сухарто в Индонезии, бразильскими и парагвайскими властями. Александр Лукашенко, кстати, тоже хорошо знает это правило. Его суть: если уж решено не истреблять оппозицию и оппонентов, то достаточно их гнобить в главных СМИ страны в течение четырех-пяти лет перед выборами, не давать отвечать на компромат, не пускать на телеэкраны, а за месяц до голосования благодушно предложить: ну, что ребята, слабо вам поучаствовать в наших свободных выборах со свободной агитацией?

Это весьма эффективная стратегия. За этот предвыборный месяц, точнее, за те несколько десятков минут, пока оппоненты будут лепетать что-то перед камерами, средний избиратель не успеет ни понять их, ни даже запомнить.

При этом все равно кандидаты от власти, люди из правящих номенклатурных групп должны обладать бесспорным преимуществом в эфире и других агитационных пространствах. Для них режим благоприятствования во всем: в доступе к местным СМИ, во встречах с избирателями, в размещении боевых листков, в поддержке местных властей. К их услугам все опции. У оппонентов же возникают самые различные препятствия. И в доступе к эфиру, и в контрактах с рекламными компаниями, размещающими билборды, и в отношениях с муниципальными властями, контролирующими поликлиники, школы и прочие общественные заведения.

Такова реальность и нынешней кампании. В самых разных регионах у оппонентов власти возникают одни и те же проблемы. Различия – лишь в степени активности или агрессивности властных структур, пользующихся всеми механизмами сразу или по отдельности.

В Самарской области, где мне довелось побывать, губернатор Николай Меркушкин в каждом выпуске новостей. И сверх того – в специальных выпусках по часу и больше в рамках проекта «На связи с губернатором». Он же занимает первые полосы каждого номера ежедневного издания «Волжская коммуна». Он без устали открывает компрессорные станции, спорткомплексы, встречается с трудящимися и партхозактивом. Ручные СМИ бодро освещают каждую встречу. Губернатор тут первый номер в списке «Единой России». В этой связи его эфиры просто несопоставимы с эфирными минутами других кандидатов. Так по крайней мере было до недавнего времени.

В Тольятти билборды кандидата Леонида Калашникова из КПРФ – в количестве 16 штук – были демонтированы за одну ночь, простояв лишь одни сутки. Текст на них гласил: «За разруху в Тольятти отвечает мэр!» Мэр, судя по всему, от слогана остался не в восторге. Но ответственность приняла на себя компания «Революция в рекламе». Восстанавливать билборды она отказалась категорически. Правда, посулила, что вопрос сможет решить, если кандидат сменит слоган. Калашников отказался. Ну, сам виноват…

В Алтайском крае рекламная компания «Гэллери» отказалась размещать 27 билбордов, заранее забронированных партией «Яблоко», в шести городах края. Рекламщики просили заменить слоган «Вытащим Алтай из нищеты!» на другой – «Вытащим Алтай вместе!». Поразительное политическое чутье проявляют рекламные компании.

В Московской области в Истре компания «НИКЭ» вообще отказалась размещать билборды КПРФ. Нет, в Подмосковье не везде так, как в Истре: в разных городах можно увидеть щиты кандидатов от разных партий. Но довольно легко подсчитать, кто на этом поле доминирует – в чисто количественном смысле.

Или, например, в каждом городе есть компания, занимающаяся размещением застекленных стендов в подъездах и на участках около подъездов. За стеклом стендов в основном продукция одной партии – угадайте, какой. Изредка можно встретить – если обойти пару десятков подъездов – листовки КПРФ или ЛДПР. И все. А ведь региональные телекомпании и радиостанции никто не смотрит и не слушает. Их бесплатные эфирные минуты, в сущности, никому не нужны. На агитационном поле доминирует тот, кто владеет подъездами и рекламными щитами.

Есть еще муниципальные учреждения – поликлиники, школы, клубы, спорткомплексы. Там в основном рекламная продукция одной партии власти. И конкурентов туда не пустят. Хотя это и прямое нарушение закона. За этим вроде бы должна следить прокуратура. Но как-то даже неловко ее тут вспоминать. Понятно, что есть закон. Но «в поле» он как бы не действует. У «поля» есть хозяин.

Получается, я упомянул тут всего несколько партийных названий. Из тех, что мелькают, именно мелькают в эфире или на обочинах дорог. О десятке партий, не представленных сейчас в Думе, огромный слой избирателей не знает, по сути, ничего. И у этих партий, их лидеров почти нет возможности прорвать информационную блокаду. Здесь конкуренции еще меньше, чем раньше. Неужели именно к этому стремилась федеральная власть?

А на экранах появляются придворные социологи и, напустив умный вид, рассуждают о запросе на стабильность и о том, что новые партии никак не проявили себя.

Кстати, и на федеральных телеканалах избирательная кампания почти не видна. Видна напряженная деятельность главы государства. Еще немного премьера. Еще немного мелькают лики партийных вождей. Главным теленовостям страны обычно удается придать их образам что-то клоунское. И это легко объяснить. Осенью 2011 года какие-никакие серьезные теледискуссии были. И для власти они оказались крайне невыгодны. А сейчас ситуация в экономике куда хуже. Монополия на власть – это, как известно, путь в тупик. Но билет в данный тупик для рядовых граждан обойдется довольно дорого. И мы уже платим.

Вот тут можно сформулировать и некоторые промежуточные выводы. Партия власти, как обычно, подчинила себе почти все агитационное пространство, оставив оппонентам – реальным или мнимым, в данном случае неважно, – лишь небольшие сегменты. Из этого полнейшего информационного доминирования можно сделать лишь весьма консервативный прогноз итогов кампании.

Но все же… В ходе выборов агитация и СМИ решают очень многое, но не все. Что-то и в какой-то момент избиратель решает в силу других факторов. Что-то остается все же непредсказуемым и необъяснимым… Да, но, написав это, я вспомнил, что у нас ведь после голосования идет еще и подсчет голосов. В нашей ситуации тоже непредсказуемый, хотя и вполне объяснимый.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
663
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
378
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
712
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
439

Другие новости