Фото сайта kremlin.ru
Россия и Китай завершают подготовку к совместным военно-морским учениям «Морское взаимодействие-2016» (МВ-2016), которые пройдут в акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ) с 11 по 19 сентября. Хотя подобные маневры проводятся уже в пятый раз, самый конфликтный в Азиатско-Тихоокеанском регионе район военно-морские флоты КНР и РФ задействуют впервые. Здесь из-за спорных островов, которые удерживает Китай, столкнулись интересы Вьетнама, Брунея, Малайзии и Филиппин.
Летом 2016 года ЮКМ стали патрулировать эсминцы ВМС США. Пекин после этого не раз призывал Вашингтон «прекратить провокации».
Предстоящие российско-китайские маневры стали предметом кулуарных разговоров на саммите G20 в китайском Ханчжоу. Президент РФ Владимир Путин в понедельник заявил, что учения МВ-2016 «ничьих интересов не затрагивают и идут на пользу безопасности как России, так и КНР». На этом фоне пресс-служба Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ сообщает, что в настоящий момент отряд в составе больших противолодочных кораблей «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», большого десантного корабля «Пересвет», морского буксира «Алатау» и танкера «Печенга» совершает переход в Южно-Китайское море. Там в акватории военно-морской базы «Чжаньцзян» (КНР) и планируется провести учения МВ-2016. В сообщении особо подчеркивается, что маневры «направлены на укрепление практического сотрудничества флотов двух стран и противостояние различным угрозам на море».
Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Скотт Свифт, давая оценку предстоящим маневрам, уже обвинил Китай и Россию «в стремлении усугубить и без того сложную ситуацию в Южно-Китайском море». Однако стоит разобраться, кто на самом деле «усугубляет» ситуацию. Пентагон не скрывает, что корабли США будут патрулировать ЮКМ на постоянной основе. Американский еженедельник Navy Times опубликовал недавно информацию о том, что вблизи спорных островов Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо) в Южно-Китайском море находятся эсминцы ВМС США Stethem, Spruance и Momsen. Издание цитирует представителя Тихоокеанского командования американских вооруженных сил лейтенанта Клинта Рэмсдена, который назвал действия эсминцев «регулярным присутствием» в регионе. По словам источников еженедельника, ВМС США располагают семью кораблями в регионе – авианосцем Ronald Reagan, двумя крейсерами и четырьмя эсминцами. Американская ударная атомная подводная лодка USS Mississippi, оснащенная крылатыми ракетами, также патрулирует эти воды.
Официальный представитель военного ведомства КНР Ян Юйцзюнь уже заявил, что «китайские вооруженные силы никому не запугать». По его словам, если иностранные корабли собираются «создавать проблемы на пустом месте», Пекин, «разумеется, располагает возможностями, позволяющими с этим справиться». Теперь, похоже, справляться с американской угрозой путем участия в совместных морских маневрах в ЮКМ китайцам помогает Россия. Как следует из официальной информации, представленной пресс-службой ТОФа, замысел учений МВ-2016 отражает реальные проблемы, которые могут возникнуть на спорных островах, которые сейчас удерживает Китай. В частности, сообщается, что помимо отработки боевых задач на море на заключительном этапе МВ-2016 «запланирована совместная высадка морского и воздушного десантов на условно захваченный остров».
Официально Москва не сообщала, поддерживает ли она действия КНР на спорных островах. Но известно, что 12 июля международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге, решил, что Китай не имеет «исторического права» на спорные территории в Южно-Китайском море. (Речь идет об архипелаге Сиша – Парасельские острова, островах Наньша – Спратли и Хуанъянь – риф Скарборо.) Именно после этого решения американские корабли появились вблизи спорных островов в ЮКМ. Китайцев это не напугало.
Спустя лишь несколько дней после решения третейского суда в Гааге председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин на встрече с председателем Европейского совета Дональдом Туском и главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером заявил, что «эти острова являются неотъемлемой территорией Китая». При этом в Минобороны КНР отметили, что «каким бы ни было решение арбитража, вооруженные силы Китая будут непоколебимо защищать суверенитет, безопасность и интересы страны в Южно-Китайском море».
КНР продолжает оборудовать спорные территории, в том числе возводит на них военную инфраструктуру. По экспертным оценкам, это делается для того, чтобы «установить контроль, в том числе и за счет военной составляющей, над стратегически важным районом вблизи Малаккского пролива, через который проходит около 60% китайской торговли и до 80% китайского импорта углеводородов. Кроме того, акватория вокруг архипелага Спратли богата рыбными ресурсами и, по некоторым оценкам, запасами нефти и газа на шельфовых месторождениях».
В чем интерес России, которая проводит совместные с КНР маневры вблизи спорных районов? Предстоящие учения МВ-2016 «призваны восстановить баланс в регионе, нарушенный ранее сотрудничеством США и Японией», – считает китайский военный эксперт Сун Чжунпин. Он напомнил, что ранее РФ и КНР «проводили совместные учения в Желтом, Японском, Восточно-Китайском и Средиземном морях». По его мнению, «акватория ЮКМ предоставляет намного больше возможностей, и в нынешний раз тренировки будут носить более масштабный характер». Эксперт отметил «стремление Москвы выступить на стороне Пекина в обмен на экономическую, политическую и геополитическую поддержку со стороны КНР в условиях санкций Запада».
С этим мнением согласен и член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. Он считает, что Россия исходит не только из геополитических, но и из военных соображений: «Для совместного противодействия гегемонии США и возможного использования военной инфраструктуры КНР для базирования и обслуживания российского флота (в том числе подводного) в регионе».