Работники бюджетных учреждений и предприятий обычно не спорят с начальством, за кого голосовать. Фото Reuters
За две недели до единого дня голосования выдано около 135 тыс. открепительных удостоверений, что меньше, чем за полмесяца до декабрьских выборов 2011-го. Тем не менее движение в поддержку избирателей «Голос» выпустило памятку для тех, кого заставляют идти на избирательные участки. Эксперты, впрочем, сомневаются, что люди готовы массово отстаивать свои конституционные права.
По данным Центризбиркома, в субъектах РФ выдано всего 4,6% от общего числа открепительных удостоверений. По словам председателя ЦИКа Эллы Памфиловой, это меньше, чем на прошлых выборах: за полмесяца до выборов 4 декабря 2011 года на руки было отдано уже 250 тыс. талонов. Всего же в том году открепительные получил 1 млн 257 тыс. 968 человек. В итоге это составило 1,92% от общего числа избирателей.
Эксперты считают, что открепительные удостоверения, которые берут бюджетники, используются для повышения результата кандидатов от партии власти. То есть это одно из проявлений административного ресурса.
«Голос» выпустил памятку как раз для той категории граждан, которая является базовой в технологии принудительного голосования, то есть для бюджетников. Как сообщили «НГ» в «Голосе», это связано с тем, что в последнее время на его «карту нарушений» как раз стало поступать много сообщений о готовящемся принуждении.
Документ называется «Если вас заставляют идти на выборы». В нем указано, что администрация предприятия или учреждения нарушает избирательный закон, например, в таких случаях: если обязывает сотрудника получить открепительное, предоставить списки членов семьи, которые могут голосовать, а в день выборов сфотографировать бюллетень. Сюда же относится участие в агитации, обещание санкции за неучастие либо поощрений за участие в голосовании. Один из явных симптомов принуждения – необоснованное объявление 18 сентября рабочим днем.
Памятка советует фиксировать на аудио или видео все факты, подтверждающие незаконные действия начальства. Альтернатива – это коллективный акт о том, что должностное лицо требовало тех или иных действий. Пожаловаться же граждане могут и в Рострудинспекцию, и в ЦИК, и в прокуратуру. При этом в памятке говорится, что в любом случае надо отправить сообщение на «карту нарушений».
Глава межрегионального отделения избирателей Андрей Бузин сообщил «НГ», что на нынешних выборах тенденция к принудительному голосованию уже наблюдается. На «карте нарушений» уже достаточно много сообщений, например, о том, что людей заставляют получать открепительные талоны. По мнению Бузина, сейчас есть направленность власти на то, чтобы в день голосования не было прямых фальсификаций. Принудительное голосование относится скорее к косвенным. «Нарушение принципа добровольности на этих выборах уже наблюдается. Это серьезный изъян, который в демократических странах карается Уголовным кодексом», – отметил он.
Бузин напомнил, что ЦИК уже подал в прокуратуру обращение с просьбой проверить факты принуждения в получении открепительных, и попросил, чтобы, если это подтвердится, кто-нибудь по статье 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав» все-таки был привлечен. Пока же с 2007 года, когда явление возникло, ни один человек так и не был наказан. Эксперт согласился, что принуждение трудно доказать, а еще сложнее решиться на то, чтобы этим заняться. «Люди не привыкли бороться за свои конституционные права, их долго дрессировали, чтобы они не выступали против начальства», – заявил он. Впрочем, Бузин надеется, что в этом году данная технология будет использоваться немного реже, чем в предыдущие годы, – например, из-за изменения имиджа Центризбиркома.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что памятка «Голоса» актуальна, тем более что и ЦИК обращает внимание на сигналы о принуждении к участию в выборах. «Если в регионе гражданское общество слабое – там это будет. Где сильный общественный контроль, подключаются парламентская и непарламентская оппозиция, то там этого не случится». По его мнению, в крупных городах какие-либо махинации вообще будет сложнее проводить, так что сомнительные технологии скорее всего переводятся в глубинку.