Федеральная служба исполнения наказаний делает исправительную систему более домашней. Фото РИА Новости
Минюст совершенствует правовую базу для применения такого наказания, как принудительные работы. Осужденных обещают одеть, обуть, трудоустроить и сытно накормить. За всем этим сотрудники уголовно-исполнительной системы будут наблюдать в том числе при помощи видеокамер. По сути, в министерстве сделали настоящую рекламу реинкарнации советских спецкомендатур, так называемой химии.
Принудительные работы, введение которых откладывается уже три года и которые вступят в силу только с 2017 года, являются альтернативой лишению свободы в случаях совершения осужденным нетяжких преступлений. Правовая база и соответствующая инфраструктура – исправительные центры (ИЦ) – готовились еще с 2011 года. Продолжается работа и сейчас.
Минюст опубликовал на сайте regulation.gov.ru три многостраничных документа, во всех подробностях описывающих то, как будет обустроена работа ИЦ. Первый из них прописывает порядок обеспечения осужденных одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств. Уже из этого документа следует, что государство всех оденет и накормит как надо. Например, одежда и обувь выдаются по письменному заявлению в течение 24 часов. Если собственной одежды по каким-то обстоятельствам у прибывшего в центр не оказалось, убывает он из него в вещах, выданных государством.
Куда интереснее вопрос с питанием. Всеми расчетами займется управление тылового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний. Ему, например, предстоит решать, что делать, если на территории ИЦ по тем или иным причинам не оказалось кухни. В таком случае, согласно документу, нужно воспользоваться ближайшей столовой учреждения уголовно-исполнительной системы. А если и ее вдруг не оказалось поблизости, придется заключать договор с предприятием общественного питания.
Крайне важный момент – от приготовления пищи до начала ее приема должно пройти не более двух часов. Везут провизию в термосах или «другой герметически закрывающейся посуде». Что еще важнее, «готовая пища выдается только в горячем виде». Минюст на этом не остановился и выдал следующую расшифровку: «Температура первых блюд должна составлять 75 градусов, вторых блюд – 65, чая – 80, киселя и компота – от 7 до 14». Повысить привлекательность принудительных работ должно и разнообразие рациона. Так, «не допускается повторение одних и тех же блюд более трех раз в неделю, а блюд из одинаковых продуктов – в течение дня».
Наравне с правами есть у осужденных к новой «химии» и обязанности. Следить за их выполнением, согласно двум другим документам, будут ежедневно, тщательно и при помощи современных технологий. Например, с использованием средств персонального надзора и контроля (СПНиК) и технических средств и устройств региональных информационных систем и интегрированной системы безопасности (ТС ИСБ).
Как следует из документа, «по всему внешнему периметру и на внутренней территории ИЦ оборудуется системой видеонаблюдения». Для сигнала «Тревога» и речевых сообщений будут использоваться системы речевого оповещения и дуплексной речевой связи. Причем осужденному объявляют о том, что за ним проследит СПНиК – и что за его порчу придется нести ответственность. Если человек отбывает наказание с семьей «на арендованной или собственной жилой площади», то СПНиК проследит и за ними. Все те, кто имеет право выходить за пределы центра, предварительно надевают электронный браслет.
Впрочем, учитывая все вышеизложенное, тяжело понять, к чему такая предосторожность. Если условия действительно будут столь комфортными, как их описывают в Минюсте, вряд ли кто-то решит проявлять неповиновение и уж тем более бежать из ИЦ.