Фото пресс-службы партии ПАРНАС
В Петербурге усиливается давление на местное отделение ПАРНАСа. Кандидата в Заксобрание Даниила Кена, несмотря на неприкосновенность, задержала полиция – он пытался пресечь агитацию «Единой России» у метро. Помимо этого, препятствуют партии и в проведении рекламной кампании – недавно было сорвано несколько ее билбордов. Эксперты считают, что прессинг объясняется демократичностью питерского избирателя, которая может позволить либералам получить на выборах неплохой результат.
Выборы в Питере, как и прогнозировалось, становятся грязными. В ночь на воскресенье неизвестные сорвали билборды кандидата в Госдуму и в Заксобрание города от ПАРНАСа Натальи Грязневич. Поскольку плакаты находятся на высоте более десяти метров, для их порчи требовалась спецтехника, пояснил «НГ» сопредседатель питерского отделения партии Андрей Пивоваров.
В связи с этим он направил запрос в ГУВД, включая службу собственной безопасности ведомства, с требованием разобраться в ситуации.
Дело в том, что в местном отделе полиции заявление от Грязневич принимать отказались, сославшись на то, что у нее недостаточно документов. В том же отделе, кстати говоря, спустя день оказался и Даниил Кен. Наряд полиции он вызвал сам. Согласно протоколу, кандидат в депутаты, обладающий иммунитетом на время предвыборной кампании, был задержан за мат в общественном месте и сопротивление сотруднику полиции. Теперь его ждет суд.
Кандидат, впрочем, утверждает, что требовал от полицейских пресечь незаконную агитацию ЕР у станции метро. В ПАРНАСе напоминают, что питерский закон запрещает проведение публичных мероприятий ближе, чем в ста метрах от станций. Под этим предлогом оппозиционным активистам отказывала в согласовании кубов районная администрация.
«Когда приезжает полиция, они утверждают, что куб согласован, а документы проверять отказываются», – рассказывает Грязневич. В частности, речь идет о кубах одномандатника единоросса Евгения Марченко. «Его люди регулярно наведываются в полицию, пишут на нас заявления. Сам он уже не раз хвастался, что с полицией у него все схвачено, – утверждает Пивоваров. – Видимо, этим объясняется такое рвение в отношении Кена и, наоборот, полное бездействие в отношении порчи билбордов Грязневич и незаконных кубов».
Показательна ситуация еще и тем, что на фоне свободной агитации ЕР тем же парнасовцам пикеты и кубы не согласуют вообще. Скажем, в пятницу Грязневич получила отказы по согласованию кубов в Выборгском районе города на эту неделю. «Вся исполнительная власть работает в интересах оппонентов из ЕР», – резюмирует она.
Член политсовета питерского отделения ПАРНАСа Вадим Суходольский рассказал «НГ», что местная полиция уже направила запрос в городскую прокуратуру на заведение дела в отношении Кена, ведь просто так это сделать нельзя, поскольку он кандидат в депутаты Заксобрания. Так что до ответа из прокуратуры суд не сможет состояться. «Билборды Грязневич, как мы подозреваем, также могли испортить люди, связанные с Марченко, потому что они висели на проходных местах, прямо у станций метро», – сообщил он.
Эксперты объясняют, что скандал выходит на федеральный уровень и демонстрирует всей России, насколько местная власть не уверена в собственных позициях. Хотя ситуация для Смольного, казалось бы, относительно благоприятна – конкуренция на оппозиционных флангах очень сильна. Скажем, у либералов фактически противодействуют друг другу ПАРНАС и «Яблоко». Схожее противостояние у «Справедливой России» и Партии роста, которую в городе представляет депутат Оксана Дмитриева. В то же время у ЛДПР и ЕР явных спойлеров нет.
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский подчеркнул в разговоре с «НГ», что ни на одном из политических флангов нет консолидации, и это в целом способствует накалу политической обстановки. Однако среди городских элит нет и единого желания поддержать ЕР – этим и объясняется преследование ПАРНАСа, имеющего имидж возмутителя спокойствия.
«Партия воспринимается как непредсказуемая, и, когда есть тяга к контролю за выборами и управлению ими, ПАРНАС не вписывается в эту схему, – сказал эксперт. – Власть пугает радикальность в сочетании с непредсказуемостью, поэтому с оппозицией поступают жестко. Других демократов – то есть «Яблоко» – особо не трогают, поскольку эта партия является более предсказуемым игроком». Туровский отметил, что городская власть подвергается критике практически всех политструктур, но «от ПАРНАСа все ждут самой жесткой критики, и поэтому его деятельность становится самосбывающимся прогнозом». При этом в Питере, считает политолог, либералы могут взять больше голосов, чем по остальным регионам, потому что там сильные оппозиционные настроения и больше потенциала поддержки демократов.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов в беседе с «НГ» добавил, что значимость результата ПАРНАСа в Петербурге подчеркивается совмещением региональных и федеральных выборов: «На думских выборах их особенно никто не боится, потому что результат размазывается по стране, но в Питере есть определенный страх, что либералы получат близко к 5%».
Кроме того, подчеркнул Миронов, местная администрация жестко относится к выборам и подходит к ним не так гибко, как требует федеральный Центр. По словам Миронова, властям Северной столицы хватит и того, что в Заксобрании есть депутаты от «Яблока». А чтобы там оказался еще ПАРНАС – они совершенно не хотят, потому и идут на использование грязных приемов.