Фото со страницы Ильми Умерова в Facebook
В пятницу Симферопольский суд Крыма рассмотрит жалобу защиты замглавы Меджлиса крымского-татарс
«Дело Умерова» вызывает резонанс из-за его длительного нахождения в психбольнице. Против замглавы Меджлиса возбуждено уголовное дело по статье 280. 2 Уголовного кодекса («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, осуществленные с использованием СМИ и Интернета»). ФСБ, которая открыла дело против Умерова, таковыми посчитала его призывы вернуть Крым Украине.
Ничего нового в словах Умерова нет, отмечают эксперты, с аналогичной позицией в России открыто выступают многие оппозиционные политики, которые не считают присоединение Крыма законным. Внимание к Умерову привлек не столько сам факт его преследования, сколько направление пожилого и тяжелобольного человека на экспертизу в психбольницу Симферополя, где условия содержания, мягко говоря, далеки от нормальных.
Сотрудник следственного управления ФСБ по Крыму, ведущий дело, в неформальной беседе говорил, что, мол, для экспертизы хватит и двух часов – стандартной беседы с психиатром и психологом, рассказал «НГ» адвокат Умерова Марк Фейгин. По факту же обвиняемый находится в стационаре уже почти две недели. Врачи заявляют о своей готовности закончить экспертизу, но для этого нужна команда следователя. «Поскольку ее нет, это наталкивает на мысль, что у экспертизы не столько процессуальная цель, сколько показательно карательная. Даже Надежде Савченко провели экспертизу за неделю», – заявил Фейгин. По словам защитника, «если вопрос не будет решен, нам придется обращаться за помощью к мировому сообществу, а делать этого очень не хотелось бы».
Скандал, однако, вышел на международный уровень – с призывом немедленно освободить Умерова выступил официальный представитель Госдепа США Джон Кирби. «Как мы понимаем, состояние его здоровья стало критическим. Он силой удерживается в психиатрической клинике. Практика заключения диссидентов в психиатрических клиниках нас очень беспокоит», – заявил он. Ранее освободить Умерова потребовали Евросоюз, международная правозащитная организация Human Rights Watch и украинский парламент.
Параллели с «делом Савченко» Фейгин проводит не напрасно. И дело не только в том, что он был одним из ее защитников, а в том, что непонятно – нужно ли это уголовное дело федеральным властям или это инициатива местных силовиков?
Правозащитница Людмила Алексеева заявила «НГ», что считает происходящее делом рук крымского руководства, а не Москвы: «По крайней мере я надеюсь, что это именно так, потому что наши пока еще не начали массово использовать карательную психиатрию для борьбы с диссидентами, что практиковалось в советское время».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также провел параллель с возрождением репрессий против диссидентского движения. Он подчеркнул, что видит в происходящем попытку давления на крымско-татарски