Подготовлены проекты двух президентских указов о расширении полномочий Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Федеральной службы охраны (ФСО). Силовики обратились к главе государства за правом на самостоятельные решения по изъятию для ведомственных нужд земельных участков и недвижимости. Сейчас такие меры сами они предпринимать не могут.
Соответствующие документы один за другим появились на официальном портале по обсуждению нормативных актов в течение двух последних недель. Первой инициативу проявила ФСО, затем аналогичный вопрос перед президентом поставила и ФСБ.
Правовой механизм, с помощью которого полномочия спецслужб изменяются в большую сторону, довольно прост. Оба ведомства действуют на основании положений, утвержденных указами главы государства. Так что добавить в ту и другую бумагу по новому пункту можно весьма быстро. А дальше тоже все просто: Земельный кодекс (ЗК) упоминает федеральные органы исполнительной власти, которые могут ставить вопрос об отчуждении земель и другой собственности в пользу государства. Конкретного их перечня в ЗК, конечно, нет, что, впрочем, является традицией всего российского законодательства.
Таким образом, все зависит от политического решения, и ФСО продемонстрировала, что таковое, судя по всему, уже есть. Стадию общественного обсуждения ведомство провело за две недели и отмечает, что документ готов. Кстати, 19 августа, то есть в тот же день, когда, судя по официальному правительственному сайту, дискуссия благополучно завершилась, с подобным предложением вышла и ФСБ. Чекисты, правда, формальное обсуждение намерены свести вообще к 10 дням.
Впрочем, как оказалось, аргументов в пользу своей просьбы они приводят гораздо больше, чем госохранники. У тех мотивация, по сути дела, одна: «Обеспечение безопасности объектов государственной охраны является одной из основных задач ФСО России. Ее выполнение в определенных случаях требует изъятия земельных участков для федеральных нужд». В пояснительной записке к проекту указа упоминаются еще и некие «объекты федерального значения», которые надо или строить, или реконструировать.
ФСБ дает в обосновании хотя бы какую-то конкретику. Службу прежде всего волнует беспрепятственная работа на госгранице. Правда, как выяснилось, до этого она практически не велась. А как же иначе объяснить такой пассаж из пояснительной записки: «По состоянию на 2016 год на сухопутном участке госграницы РФ не завершена работа по ее международно-правовому оформлению с Латвией, Литвой, Украиной, Азербайджаном и Казахстаном, не оформлена госграница РФ с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Южной Осетией».
Из того же документа также выходит, что должному оформлению границы России с окружающими странами мешают в том числе частные интересы. Поэтому ФСБ отдельно ссылается на одну из статей ЗК, в которой говорится об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель, естественно, в целях безопасности и укрепления обороноспособности державы. Под эту норму ЗК есть и соответствующее правительственное постановление, но нет возможности для чекистов его правоприменить, то есть «осуществить изъятие имущества, которое попадает в границы таких зон».
«Таким образом, реализация задач, прямо возложенных на ФСБ России, предполагает изъятие земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества не только для строительства, реконструкции объектов органов ФСБ, но и для выполнения международных обязательств РФ, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами», – указывается в пояснительной записке. В переводе же с бюрократического языка на обычный эта фраза скорее всего означает, что силовикам просто надоело обращаться со своими земельными нуждами в различные инстанции, тем более гражданские.