На маневрах войска отрабатывали оказание помощи при чрезвычайных ситуациях. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Завтра завершаются стартовавшие на прошлой неделе в Южном военном округе (ЮВО) учения по материально-техническому (МТО) и боевому обеспечению войск. Как уже писала «НГ» (см. номер от 12.08.16), эти плановые подготовительные маневры к стратегическим командно-штабным учениям (СКШУ) «Кавказ-2016» из-за попытки прорыва украинских диверсантов в Крым начались раньше намеченного срока. Однако не только это оказалось главной их особенностью. Как выясняется, в ходе учений отрабатывалось взаимодействие совершенно новых структур системы МТО войск. Из них некоторые предназначены не только для обороны, но и для действия в ситуациях, которые решает в РФ Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Ряд экспертов склоняется к мнению, что это сделано не случайно. И возможно, грядет реорганизация МЧС в структуру, которая будет подчиняться военному ведомству. На такой вывод указывает сценарий учений. Как сообщает Минобороны РФ, на днях из Подмосковья на аэродром «Крымск» был переброшен недавно созданный 100-й отдельный полк обеспечения Минобороны РФ. По легенде учений его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. В нем были предусмотрены жилая, хозяйственно-бытовая и банно-прачечная зоны. Заметим, что четыре года назад в Крымске уже было реальное затопление города. В результате стихии было разрушено более 1,7 тыс. строений и погибло около 170 человек. В ликвидации последствий участвовали не только спасатели МЧС, но и военнослужащие Минобороны. При этом численность представителей военного ведомства там превышала численность спасателей. И вот сейчас Минобороны подобную учебную катастрофу пытается ликвидировать собственными силами, хотя надо подчеркнуть, что это не основная функция военного ведомства.
Тем не менее решением Сергея Шойгу, который более 10 лет руководил МЧС, в структуре Минобороны создан именно полк, который тоже выполняет подобные функции. Замминистра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков заявил, что «100-й полк – это неординарный полк в Вооруженных силах. Он сформирован по решению министра обороны и предназначен для выполнения разнообразных задач, в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожара, усиления группировок войск». Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев обращает внимание, что войска Минобороны очень часто приходят на помощь населению в ликвидации стихийных бедствий. «Они тушат пожары, ликвидируют особо опасные инфекции, последствия наводнения. И такой мобильный полк, видимо, необходим для решения этих задач», – считает он. В чем-то он дублирует функции МЧС. «Я не удивлюсь, если руководство страны решит реформировать МЧС в структуру, которая будет составной частью Минобороны. Тогда дублирующие функции отпадут сами собой, а реорганизация чиновничьего аппарата МЧС принесет немалую экономию», – уверен эксперт.
Подобного мнения придерживается и член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. Он напоминает, что во времена СССР функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны (ГО), которые также подчинялись Минобороны, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. По его информации, в ряде стран функции МЧС выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия. Так или иначе, задачи учений ЮВО по ликвидации ЧС вызывают вопросы, и они, видимо, скоро прояснятся.
Между тем военное ведомство сообщает, что кроме отработки задач по ликвидации последствий природной стихии на учениях в ЮВО апробированы и другие новые, а точнее, воссозданные структуры МТО, которые существовали до сердюковских реформ в ВС РФ. При этом их действия были реально приближены к боевым. В частности, в ходе учений был поднят по тревоге и действовал по предназначению вновь сформированный в системе МТО ЮВО 10-й отдельный ремонтно-восстановительный полк, которому Дмитрий Булгаков в минувшую среду вручил Боевое знамя. Когда военным ведомством руководил Анатолий Сердюков, при внедрении системы аутсорсинга в Российской армии в 2010 году были почти полностью упразднены ремонтно-восстановительные части и подразделения. Окружение Сердюкова предполагало, что восстановлением боевой техники будут заниматься гражданские структуры. Но как показали многочисленные военные учения, специалисты заводов и других технических учреждений с этой задачей в «боевой обстановке» не справились, при этом оказалось, что эвакуировать поврежденную технику с поля боя практически некому. После прихода в Минобороны Сергея Шойгу от идеи аутсорсинга на поле боя отказались почти полностью. В соединениях были вновь сформированы ремонтно-восстановительные роты и батальоны. И вот спустя шесть лет после не совсем удачных новаций Сердюкова в военных округах воссоздаются ремонтно-восстановительные полки (РВП).
Как рассказал генерал Булгаков, помимо РВП в каждом округе формируется батальон тяжелых машин (для эвакуации с поля боя). Но взаимодействовать с гражданскими структурами во время выполнения боевых задач в Минобороны не отказываются. По словам замминистра, в спецучениях МТО участвовали представители «Курганмашзавода», «Ремдизеля» и «УралАЗа», которые во взаимодействии с 10-м РВП выполнили работы по ремонту более 20 единиц техники.
В масштабах военного округа это, конечно, мизер. Но это только апробация взаимодействия сил МТО с военной промышленностью. Тем более в спецманеврах принимало участие относительно небольшое количество сил и средств – около 350 единиц техники и около 2500 военнослужащих. Они действовали на значительной территории в Волгоградской области, Краснодарском крае, Северной Осетии и в Крыму. При этом задачи решались в интересах не только Сухопутных войск, но и Воздушно-космических сил и Военно-морского флота. Так, на полигонах Волгоградской области Железнодорожные войска и подразделения МТО отработали вопросы наведения мостов через водные рубежи для обеспечения пропуска войск и техники. Активные фазы учения прошли на полигонах ЮВО, аэродроме Крымск и в акватории Черного моря. «В ходе маневров были на практике отработаны вопросы восстановления аэродромной инфраструктуры и организации аэродромного обеспечения, по решению задач возлагаемых на вспомогательный флот, обеспечение бытовых потребностей войск и организации комендантской службы», – сообщают в Минобороны.