Телевизионные дебаты, которые привлекали внимание людей на прошлых выборах, начнутся лишь со следующей недели. Фото РИА Новости
Сегодня в Центризбиркоме состоится предвыборная жеребьевка бесплатного эфирного времени для агитации. Телевидение пока не тревожит россиян сообщениями об идущей думской кампании. Эксперты отмечают, что негатив против конкурентов партии власти и позитив в ее адрес начнутся за пару недель до 18 сентября. Повышать интерес граждан к выборам и, следовательно, будущую явку вообще, похоже, не планируется.
На федеральных телеканалах неискушенному зрителю мало что напоминает о приближении единого дня голосования 18 сентября. Большинство информационно-аналитических программ или политических ток-шоу ушли в традиционный августовский отпуск, хотя они были бы актуальны в самый разгар кампании. Однако вот в грядущие выходные, согласно телепрограмме, ни одной политической передачи в эфире не значится.
В пресс-службе Первого канала и «России 1» «НГ» в течение месяца так и не удалось получить ответа на вопрос о том, какие изменения будут в сетке в августе в связи с предвыборным периодом. Руководитель пресс-службы НТВ Мария Безбородова сообщила, что «как и в предыдущие избирательные кампании, в текущих выборах в Государственную думу телекомпания НТВ не планирует предоставлять политическим партиям и зарегистрированным кандидатам эфирное время для размещения агитационных материалов и проведения теледебатов»: «Вместе с тем в своих информационных программах НТВ традиционно будет активно освещать ход избирательной гонки».
Примеры этому есть, но они имеют весьма однозначный характер. Скажем, выпуск новостей может начаться с упоминания «Единой России» и связанных с ней позитивных изменений, следом за этим пойдет вроде как информационный сюжет об оппозиционном кандидате с явной негативной окраской. Затем опять будет рассказ о ЕР, которая помогла сохранить лес, а потом новый негатив об оппозиционерах – ездят в США, на них заведены уголовные дела. Завершается выборная пятиминутка сообщением о все той же ЕР, которая в партсписке сделала ставку на профессионалов – врачей, учителей и журналистов.
Жалобы на явные информационные перекосы от оппозиции уже идут. Особенно актуально это для регионов, где, как ранее писала «НГ», более 90% местных СМИ подконтрольны властям. Скажем, кандидат в депутаты ГД Владислав Ходаковский написал запрос в воронежское отделение ГТРК «Россия». Он отметил, что в новостных передачах телеканала всесторонне и полностью освещена деятельность лишь одного человека – лидера партии «Родина», депутата Госдумы от ЕР Алексея Журавлева.
«Дабы не нарушать принцип равенства кандидатов и запрета злоупотребления административным ресурсом, не могли бы вы снять и показать такие же сюжеты и об остальных кандидатах в депутаты, зарегистрированных в Воронежской области», – поинтересовался Ходаковский. «Могли бы», – лаконично сообщил директор филиала ВГТРК Роман Дарпинян, ответив на данный запрос на официальном бланке телередакции. Связаться с Дарпиняном в течение рабочего дня «НГ» не удалось – в его приемной сообщили, что он занят. Ходаковский же пояснил «НГ», что воспринял ответ ГТРК «Воронеж» как призыв к действию. Он намерен официально приглашать журналистов данной телекомпании на все мероприятия, после чего опубликовать отчет о том, сколько из них они посетили.
«Агитационная кампания в лояльных Кремлю СМИ строится таким образом, чтобы не мобилизовать людей прийти на выборы, а настроить тех, кто точно пойдет, против оппозиции», – пояснил «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Очевидно, что ток-шоу, где кандидаты от партий могли бы презентовать свои программы и спорить, а также ролики о важности дня голосования повысили бы явку. «Такой цели у федерального Центра нет. Так называемый неопределившийся электорат – это люди, крайне недовольные системой и не верящие в институт выборов. И если они на них придут, то точно не станут голосовать за «Единую Россию», – убежден эксперт. – Установка – накачивать людей против оппозиции. Основная порция пропаганды польется с экранов в конце августа, когда люди вернутся из отпусков». Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что сентябрьская явка будет меньше, чем в декабре, хотя бы потому, что «с избирательными участками будут соперничать садовые».
Директор Левада-Центра Лев Гудков подтвердил «НГ», что по опросам нельзя сказать, что люди сильно осведомлены о предстоящих выборах и сильно ими интересуются: «Массового желания ходить на выборы не наблюдается, интерес к этим выборам самый низкий за последние годы и скорее всего самый низкий вообще за все время наблюдений. Люди просто не ждут от этих выборов никаких изменений».