Фото Reuters
В преддверии выборов-2016 СМИ публикуют много информации о программах кандидатов в депутаты и выдвигающих их партий и очень мало говорят о личностных качествах, требующихся депутату.
Научный подход проявили только социологи. Они опубликовали результаты опросов избирателей. Так, по результатам всероссийского исследования, проведенного Институтом социологии РАН весной 2016 года, 92% опрошенных из 4 тыс. респондентов самыми важными качествами для кандидата в депутаты назвали честность и порядочность. Далее следуют: патриотизм (84%), образованность (83%), простота, близость к народу (81%). Качества, несомненно, важные для представителя народа, но их явно недостаточно для участия в управлении делами государства (профессиональной деятельности депутата).
В Интернете на эту тему удалось найти только одну научную работу: Кибак И.А. «Профессиограмма депутата законодательного органа: проблемы и пути развития» (2012). В работе подробно рассмотрены различные виды деятельности депутатов и необходимые для этого психологические свойства и качества личности. Главное место занимает законотворческая деятельность, в рамках которой можно выявить информационно-аналитическое, планирующее и руководящее направления. Необходимые для их выполнения профессионально важные психологические качества личности, в концентрированном виде, изложены в более ранней работе на близкую тему, выполненной в Российской академии государственной службы: Деркач А.А., Маркова А.К. «Профессиограмма государственного служащего» (1999).
Таковыми качествами являются: высокий уровень аналитического мышления, памяти, внимания; концептуальное мышление; стратегическое мышление; системность, диалектичность, вариативность мышления; способность к предвидению событий; ответственность за социальные последствия принимаемых решений, ответственность за судьбы других людей; общительность, эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции в стрессовых ситуациях. И главное – депутатам должны быть присущи ценностные ориентации служения интересам государства, общества, граждан.
Большинство из перечисленных качеств в обычной жизни людей не проявляются, в особенности если они не занимаются планирующей и руководящей деятельностью. Сформировать такие качества посредством воспитания и обучения невозможно. С ними или их задатками надо родиться и тогда их можно развивать и совершенствовать. Если кандидат в депутаты – хороший специалист в своей профессии: учитель, врач, инженер, экономист и даже юрист, то это вовсе не означает, что он будет и хорошим законодателем.
Так как же быть нам, избирателям, чем руководствоваться, делая выбор?
Выход видится только один. Каждый кандидат должен пройти соответствующее психологическое тестирование и предъявить его результаты избирательной комиссии при регистрации.
Для проведения тестирования в арсенале современных психологов имеются необходимые методики. Они приведены, например, в монографии Собчик Л.Н. «СМИЛ. Стандартизированный метод исследования личности» (2009). Психофизиологами создана и более совершенная инструментальная компьютеризированная методика, позволяющая выявлять у обследуемых лиц, без единого вопроса к ним, наличие или отсутствие, а также степень выраженности самых разнообразных психологических и иных качеств (см. работы А.Н. Лебедева).
Сравнивая результаты тестирования кандидатов и их программы, избиратели действительно смогут сделать осознанный выбор в депутаты наиболее подходящих из них.
Хотел написать «достойных», но осекся. Депутатство – это не награда, это тяжкий труд, на который избиратели обрекают кандидатов. Поэтому спортивная терминология, используемая при освещении выборов в печати и на телевидении, к этому процессу неприменима.
И если все же сравнивать избирательную кампанию с соревнованиями, то это избиратели как бы соревнуются между собой, а не партии и кандидаты. В выигрыше или проигрыше оказываются именно избиратели. У кого из них в итоге оправдаются надежды на лучшую жизнь? В современном же российском избирательном процессе все перевернули с ног на голову и, похоже, даже не замечают этого.