Проверка подписей оппозиционных кандидатов чаще всего кончается их массовой выбраковкой. Фото с сайта www.izbirkomnso.ru
С серьезными проблемами при проверке собранных подписей столкнулись баллотирующиеся в Заксобрание Петербурга кандидаты «Открытой России» (ОР) Михаила Ходорковского. Избиркомы, как утверждают в ОР, пользуются данными граждан, в которых есть явные ошибки. Однако большую их часть оппозиция доказать не может, хотя из-за этих ошибок ее не пустят на выборы.
Сегодня избирком Выборгского района Питера вынесет решение относительно регистрации кандидата в депутаты Заксобрания Даниила Кена, баллотирующегося при поддержке ОР. Ранее рабочая группа, отбраковав 216 из собранных им подписей при минимуме в 119, рекомендовала отказать Кену.
Кандидат в беседе с «НГ» объяснил, как примерно проходил процесс отбраковки: «Избирательница Ольга Кен – жена моего брата, у которой в подписном листе и паспорте стоит год рождения 1986, но подпись признана недействительной, потому что, по сведениям МВД, она родилась в 1985 году. Избиратель П. – 1995 года рождения, но при проверке вводился 1955 год, то есть опять ошибка. Избиратель Т. – 1966 года рождения, зарегистрирован в 230-й квартире. При проверке вводились 1955 год и 254-я квартира – очередной брак». 19 подписей избирком отклонил на основании того, что граждане зарегистрированы по адресам, не входящим в округ Кена. Однако сам кандидат уверяет, что это не так.
«Допуская грубейшие ошибки, которые предопределяют отрицательный результат проверки подписей, эти люди позволяют себе браковать еще и 19 подписей нашего сборщика Авдеевой на том основании, что в нотариальном заверении ее паспортных данных вместо Пионерской улицы написано Плонерская», – резюмирует Кен.
У другого оппозиционного кандидата в региональный парламент – бывшего яблочника Александра Шуршева, ныне избирающегося при поддержке Ходорковского, забракованы вообще все подписи. Причем изначально, как объяснили «НГ» в ОР, у проверявших возникли вопросы только к 100 из 4018 автографов: «Такой процент не мог помешать ему идти на выборы. После чего ТИК сразу посчитал, что Шуршев якобы не может указывать свою должность как «помощник депутата Законодательного собрания», несмотря на имеющуюся в их распоряжении копию его рабочего удостоверения. Эта формулировка позволила довести процент брака до 100%». Как уточнил в беседе с «НГ» руководитель проекта ОР Тимур Валеев, это дело настолько сомнительно с юридической точки зрения, что, вероятно, регистрацию Шуршева все-таки удастся отбить.
Так вчера произошло с другим «отбракованным» кандидатом Николаем Артеменко. В его подписных листах УФМС нашло 128 якобы недействительных подписей, что ровно на одну больше допустимой нормы. Но при перепроверке кандидат обнаружил, что значительная часть из них была вбита в базу с ошибками самими проверяющими. В итоге было принято решение о регистрации Артеменко.
И все же вопрос, исключение это или правило, остается открытым. Так, распространенной в Питере стала практика браковки подписей по другим формальным основаниям – неправильным заверениям сборщиков. С жалобой к главе ЦИКа Элле Памфиловой по этому поводу обратился еще один кандидат в депутаты Заксобрания, сопредседатель питерского отделения ПАРНАСа Андрей Пивоваров.
В беседе с «НГ» он пояснил, что из забракованных 444 подписей ему необходимо отбить всего 65, но формальные предлоги, которыми руководствуются проверяющие при отбраковке, оказывают решающее значение на ход кампании. Ситуация ухудшается тем, что никаких законных рычагов проверки подписей у самой оппозиции нет. Сам Пивоваров ровно год назад был арестован за незаконную попытку проверить подписи, собранные за партсписок ПАРНАСа в Костроме. Суд признал его виновным, приговорив к условному сроку.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что по подписям не зарегистрируют почти никого из ОР: «Найдут описки и формальные поводы, наша практика свидетельствует о том, что недостоверной могут признать и подпись самого кандидата, поставленную за себя». При этом самое печальное, сказал он «НГ», что общество на эти нарушения в отношении оппозиционеров реагирует весьма слабо.
Правовой защиты кандидатов от произвола избиркомов нет, ведь суды редко отменяют решения комиссий, подчеркивает руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов. «Безусловно, это вредит имиджу выборов и нарушает принципы конкурентности, открытости и легитимности. Но на этих выборах это вообще норма – власти надо в кризис сохранить и упрочить большинство в Думе. Поэтому кандидатов исключают из списков, СМИ активно пиарят партию власти и разгоняют негатив в адрес оппозиции, на местах вообще бьют агитаторов, подсылают провокаторов на встречи оппозиционеров с избирателями, уничтожают их агитацию». ЦИК, констатирует он, на многие факты пока закрывает глаза.