Центризбирком Эллы Памфиловой так и не подал сигнала властям и обществу о необходимости внимательного отношения к самовыдвиженцам. Фото Михаила Метцеля/ТАСС
Треть самовыдвиженцев, как выяснила «НГ», сошла с предвыборной думской дистанции. Эта тенденция, судя по всему, продолжится. Регионы раскладывают под себя предвыборные колоды, вынимая из них статусных независимых кандидатов. Избиркомы не спешат регистрировать самовыдвиженцев, видимо, в ожидании формирования пула партийных участников выборов.
Изначально эксперты не ставили ни на массовое участие в выборах самовыдвиженцев, ни тем более на их успех. Однако первая часть прогнозов уже оказалась ошибочной: среди 2446 кандидатов набралось 304 самовыдвиженца, то есть одна восьмая всех участников. Кандидаты-одиночки на самом деле представляют собой весьма ценный многопрофильный политресурс. По сути, они выгодны всем участвующим в выборах сторонам. ЦИК (и соответственно Кремль) получает в их лице дополнительный механизм легитимации выборов. Главным образом это касается самого факта участия одиночек в кампании: это некие представители народа – пенсионеры, врачи, спортсмены, ученые. Потому интересантом в данном случае является и избиратель, разочаровавшийся в приевшихся партийных брендах.
Это подтверждается статистикой по профессиям. Из 304 выдвинувшихся кандидатов 83 – бизнесмены. Некоторые из них, согласно поданным в избиркомы документам, совмещают предпринимательство с депутатством в гордумах. Вторая по численности группа самовыдвиженцев – пенсионеры, их 44. И далее: 29 общественников, 26 синих воротничков, 21 безработный, более 20 управленцев и ученых, 12 чиновников разного ранга, 7 юристов, несколько журналистов, 4 депутата заксобраний, 5 депутатов Госдумы. Остальные – военные, врачи, эксперты, инструкторы, советники, спортсмены, тренеры, помощники самых различных уровней, охранники, домохозяйки и студенты.
Есть и возможность использования института самовыдвиженцев в качестве механизма пропаганды открытости выборов. Например, успех в сборе подписей одиночками можно успешно противопоставить неудачам партий, которые в итоге не добрались до кампании. Глава Центризбиркома Элла Памфилова может заметить, что, не имея политструктурных мощностей, заручиться автографами граждан сложно – но почему один человек смог, а партия нет?
Свои плюсы получают и регионы. По сути, институт самовыдвижения – альтернатива политическому компромиссу, выгодная областным контрэлитам. Если, скажем, местный бизнес не видит в союзниках те или иные партии, он может поставить на собственного кандидата. Дивиденды от таких вложений могут получить и региональные элиты, которые, например, не согласны с решением федерального руководства какой-либо партии выдвинуть самовыдвиженцем того или иного кандидата.
Помимо этого участие в кампании «политических волков-одиночек» – это возможность продемонстрировать действенность фильтров. Cамовыдвиженцев можно снять с кампании с куда меньшими медийными рисками, нежели кандидатов от политструктур, за которых вступятся и политические объединения, и симпатизирующие им СМИ, и избиратели. Из 304 выдвинувшихся кандидатов 43 уже получили отказы избиркомов, 59 сошли с предвыборной дистанции сами. Согласно этим промежуточным итогам, в выборах смогут участвовать 202 самовыдвиженца.
Судя по всему, тенденция к отсеву кандидатов-самовыдвиженцев продолжитсяна. На данный момент зарегистрированы всего четыре человека, то есть остальные находятся в подвешенном состоянии. Держат их в нем, очевидно, намеренно: когда станет окончательно ясен предвыборный расклад, то есть будут зарегистрированы все одномандатники от партий – им и добавят где-то фиктивных, а где-то реальных конкурентов.
Подходит для самовыдвиженцев и роль дублеров: если из кампании выходит кандидат от партии (речь идет о непредвиденных скандалах), можно сделать ставку на компромиссного регионала, который присоединится к фракции по итогам выборов. Допустить самовыдвиженца избирком может и в том случае, если необходимо скорректировать итоги голосования: скажем, когда нужно отнять часть голосов у условных коммунистов.
Пока же, судя по темпам, которыми одиночек снимают с выборов, регионы заняты изменением под себя предвыборного ландшафта. Происходит это не только в результате давления избиркомов, но и как следствие конкуренции, которая нередко приводит к скандалам. Так, много шума наделала история экс-мэра Волгограда Евгения Ищенко, идущего по 81-му одномандатному округу. Избирком признал недействительными более 22% собранных его штабом подписей. Вопрос об отказе в регистрации будет рассмотрен сегодня. Суть проблемы, как ее видит сам Ищенко, в том, что произошла банальная диверсия со стороны его конкурентов. Взятые в штаб сборщики подписей приносили реальные автографы, но ошибались в каких-то других пунктах, например в датах рождения граждан.
Параллельно развивается предвыборная история бывшего ярославского вице-губернатора, детского омбудсмена Михаила Крупина, идущего по ростовскому одномандатному округу, где «Единая Россия» решила не выставлять противника депутату Госдумы от «Справедливой России» Анатолию Грешневикову. Штаб Крупина, судя по промежуточным итогам, также не смог уложиться в минимум нарушений при сборе подписей.
Три волгоградских одномандатных округа в результате могут остаться вообще без самовыдвиженцев. Схожая судьба уже постигла Уфимский, Белорецкий и Нефтекамский округа в Башкортостане, Набережно-Челнинский округ в Татарстане, Бийский округ в Алтайском крае, Центральный округ в Красноярском крае, Пермский округ, Хабаровский округ, Суздальский округ во Владимирской области, Правобережный и Аннинский округа в Воронежской области, Ростовский округ, Энгельский округ в Саратовской области, практически всю Челябинскую область (из 12 кандидатов там остались 2, оба – в Златоустовском округе), Кунцевский, Люблинский, Медведковский, Преображенский, Тушинский округа в Москве. Целиком самовыдвиженцев лишились Карелия, Камчатка, Приморье, Ставрополье, Сахалин, Амурская, Архангельская, Иркутская, Калужская, Костромская, Ленинградская и Тверская области, а также Ненецкий автономный округ. Судя по всему, такая же судьба постигнет Калининградскую область и Пермский край.
Такой кандидатский отсев, когда самовыдвиженцы с кампании снимаются целыми регионами, позволяет предположить, что не обошлось без местного админресурса. Нужно помнить, что, скажем, Калининград, Иркутск, Калуга, Кострома, Тверь, Приморье и Сахалин – это во многом проблемные для власти регионы. Ворваться в Госдуму на популистской волне вполне могли бы незапланированные, неудобные для Кремля или местной власти или вовсе не поддающиеся управлению кандидаты.
С другой стороны, солидная доля самовыдвиженцев – это политические маргиналы. Например, Межгалактическая гражданская конфедерация России, отправившая на выборы 43 своих представителей. Как говорится на сайте движения, «пока звездные корабли России не достигнут границ Метагалактики, наша историческая Миссия и Ваше участие в ней не закончатся». Конфедераты уже лишились 25 кандидатов – в это число вошли и те, кто был перечислен в статусе самовыдвиженцев на их сайте, но отсутствовал в списках ЦИКа. Стоит сказать и о предпринимательской доле в составе кандидатов. Большинство из выдвиженцев – представители мелкого бизнеса. То, что в качестве самовыдвиженцев не идут ни крупный бизнес, ни серьезные общественные организации, говорит о неверии людей в победу. Нужно упомянуть еще и то, что в Кремле ни разу не сказали о важности института самовыдвижения, а в стране, где для всего необходимы сигналы от власти, их отсутствие вызывает у политически активных граждан неуверенность в том, что вообще стоит заниматься политикой.
Вместо этого есть сигналы другого рода. Так, в Дагестане снялся с выборов самовыдвиженец депутат Госдумы Мамед Абасов. Это его решение местные эксперты трактуют таким образом: партия власти в регионе, мягко сказать, не очень популярна, другому кандидату – Абдулгамиду Эмиргамзаеву – в округе придется тяжело, поэтому на Абасова нажали. Причем сначала он не смог пройти на праймериз партии власти, а затем уже был вынужден выйти и из кампании.
Впрочем, если региональное руководство и использует рычаги, чтобы не допустить неудобных самовыдвиженцев, то может оно прикладывать усилия и для того, чтобы провести удобных кандидатов. Как это, судя по всему, происходит в Якутии, где по 24-му округу в Госдуму идет самовыдвиженец Андрей Борисов – государственный советник республики, экс-министр культуры и духовного развития Якутии. На него пожаловался экс-губернатор Забайкалья Константин Ильковский, идущий в республике по списку эсэров. По его словам, Борисову в сборе подписей помогали работники начальника управления Гагаринского округа окружной администрации Якутска Надежды Доброхотовой – в итоге им удалось набрать необходимое количество автографов за короткий срок. Эта жалоба не осталась незамеченной в Центризбиркоме: о ней упомянула Памфилова, отправив в регион «циковский спецназ» – группу, составленную из собственных сотрудников, а также работников Генпрокуратуры и МВД.
Возможна и другая ситуация, когда регионы намеренно выставляют самовыдвиженцев, чтобы затем их снять в обмен на какие-либо уступки. Такое, судя по всему, произошло в Адыгее, где в соперники депутату Госдумы Владиславу Резнику выдвинулся брат главы республики – Эдуард Тхакушинов (см. «НГ» от 20.07.16). Спустя какое-то время он без объяснения причин сошел с предвыборной дистанции, хотя шансы у него, учитывая клановую специфику региона, были велики.
Резюмируя, нужно сказать, что подавляющее число самовыдвиженцев, видимо, служит эдакой разменной монетой. Это действительно ресурс, который те или иные силы могут использовать по-разному. С этим, однако, связаны и определенные риски. Например, можно представить такую ситуацию, при которой с выборов окажутся сняты, скажем, девять десятых беспартийных одномандатников. В таком случае неизбежно возникнет вопрос: а не стало ли причиной такого исхода давление со стороны региональных властей? Отвечать же на них придется ЦИКу. Который вряд ли сегодня может отслеживать все предвыборные перестановки и связанные с ними потенциальные скандалы – на это просто не хватит мощностей.
Массовый исход самовыдвиженцев чреват и недовольством местных контрэлит, которые, возможно, и выдвигали этих кандидатов. Если те не доберутся даже до самой избирательной кампании, то региональный бизнес, как знать, задумается и решит поддержать системную или несистемную оппозиции, чего вряд ли хотелось бы Кремлю.
Куда дальновиднее, видимо, было бы устроить обратный вариант – не просто пустить одиночек, но и помочь им, заведомо договорившись о присоединении к своей фракции. Предтеча ЕР – «Единство» – когда-то создавалось отчасти и в результате поствыборного договора с самовыдвиженцами. Сегодня такой принцип добавил бы итогам кампании легитимности и позволил бы властям заявить, что выборы были кристально честными, ведь в Думу прошли независимые кандидаты, которые помогут обновить политический класс. Однако, судя по складывающейся ситуации, этот вариант уже упущен.