Григорий Явлинский ответил гласу народа корректировкой предвыборной программы. Фото автора |
«Яблоко» запустит агитационную кампанию только во второй половине августа. Предвыборную программу партии, которая должна была выйти радикально политической, в итоге смягчили сами граждане. Основатель политструктуры Григорий Явлинский рассказал «НГ», что во время кампании найдется место и острым вопросам – но только если будет общественный запрос. Сегодня же россиян, по его словам, прежде всего волнуют рост цен и снижение уровня жизни.
Активная фаза предвыборной кампании «Яблока» начнется только с 20 августа. Явлинский пояснил: связано это с тем, что сегодня многие граждане еще в отпусках и на дачах, а вернутся они к концу лета. Корректировкам подверглась в это время программа партии. Написана она была на основе предложений, принятых через Интернет. Во время разработки этого документа выяснилось, что люди хотят от партии не радикализма и призывов к революции, а предложений по изменению системы.
Один из разработчиков программы, зампред партии Александр Гнездилов объяснил, что ее основные тезисы будут звучать так. Во-первых, переориентация на внутреннюю политику, ведь люди не должны страдать из-за поворотов внешнеполитической линии. Во-вторых, отмена антисанкций, которые привели к дефициту качественных продуктов питания и росту цен на отечественное продовольствие. В-третьих, пересмотр приоритетов бюджета – в «Яблоке» считают, что вместо расходов на военных и силовиков деньги нужно пустить в науку, образование и медицину.
На вопрос «НГ», будет ли «Яблоко» поднимать тему присоединения Крыма и критиковать Владимира Путина, Явлинский ответил так: «Мы будем отвечать прежде всего на те вопросы, которые волнуют наших избирателей. Эти вопросы – кризис, рост цен, падение уровня жизни». Однако, резюмировал политик, при ответе на эти вопросы должно стать понятно: решить их без смены политического руководства страны невозможно. Однако Явлинский пояснил, что позиция партии относительно присоединения полуострова неизменна: «Были нарушены все международные законы и правила. Меня как гражданина России это не устраивает – как и то, что из-за этого против моей страны были введены санкции».
Он объяснил, что партия просит поддержки и помощи у избирателей – на выборах 2011 года за «Яблоко» проголосовало более 2 млн человек, однако сегодня нужно куда больше. Поэтому программа политструктуры и была скорректирована с учетом пожеланий граждан, объяснил «НГ» координатор рабочей группы по разработке программы, первый зампред московского «Яблока» Иван Большаков.
«С широким избирателем сложно говорить радикально. Острые оценки и принципиальные политические решения присутствуют в программе. Это просто ракурс разговора. Через социально-экономические проблемы мы выходим на политические – о смене системы и президента, – сказал Большаков. – Людей волнуют повседневные проблемы существования, но мы политическая партия и через эти проблемы выходим на разговор с избирателем по важнейшим политическим проблемам». Все оценки по внешней политике сохранены, продолжил он: «Есть большой блок политической реформы, в которой предлагаются кардинальные политические преобразования. А кампанию мы будем вести все равно политическую».
Гендиректор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов согласен с тем, что радикальная политическая повестка сейчас действительно не востребована широкими слоями избирателей. Он пояснил: заработать больше очков, активно эксплуатируя тему недовольства присоединением Крыма, не получится, в то время как в целом недовольство режимом очень большое. «Социология показывает, что людей в кризис больше всего волнуют экономические темы, медицина, цены, ЖКХ и т.д.», – сказал он.
То же самое, продолжил эксперт, касается и персональной критики Путина – в связи с высоким рейтингом главы государства почти все партии отказались от нападок на него, «сконцентрировавшись на других болезненных для людей вопросах, опять же – социально-экономического характера». А вот более глобальные темы – вроде прав человека или коррупции – стали меньше волновать граждан – многие уже настолько свыклись с этими проблемами, что не очень верят, что это можно изменить.