Фото Reuters
Сообщения из Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) все больше напоминают вести с театра военных действий. Да там, в сущности, и идет война – с сибирской язвой. Губернатор региона Дмитрий Кобылкин обратился к жителям с речью, напоминающей речь Сталина по поводу начала Великой Отечественной войны: «Дорогие ямальцы! Земляки! Нет ничего дороже жизни. Мы победим эту заразу. Мы не одни, нам помогают все».
Власти заявили, что вспышка болезни связана с климатическими изменениями. Последний месяц в регионе наблюдается аномально высокая температура, достигающая 35 градусов.
Бывший главный санитарный врач России, а сейчас – помощник премьера Геннадий Онищенко, давно и хорошо знакомый с проблемой сибирской язвы, пояснил для «НГ», как он видит нынешнюю ситуацию: «Совершенно очевидно, что наряду с не зависящими от людей факторами, такими как потепление, которое разморозило павших от сибирской язвы животных, есть еще и благоприобретенные издержки. Прежде всего они являются следствием полного развала работы Россельхознадзора. Ветеринарная служба не смогла вовремя установить величину падежа оленей. Задолго до официальной даты регистрации первых случаев заболевания падеж оленей был, но проходил под разными диагнозами (тепловые удары и т.д.)».
Назвал Геннадий Онищенко и вторую причину произошедшего, которая, по его мнению, является системным свидетельством беспомощности Россельхознадзора в нынешнем его состоянии: поголовье оленей (по самым приблизительным оценкам, около 40–50 тыс. голов) не было привито, хотя и ветеринарной науке, и ветеринарной практике известно, что данная местность неблагополучна по сибирской язве.
«В тех беспомощных оправданиях, с которыми выступает руководство Россельхознадзора, слышится, что они за это не отвечают, что это функция региональных служб Ветнадзора. Это не более чем формальная отговорка, – уверен Онищенко. – Даже при таком сверхлиберальном устройстве этого важного звена биологической безопасности страны соподчиненность, единая методическая база для проведения профилактических мероприятий лежит на плечах федерального Россельхознадзора».
Более 20 лет назад животноводство, в том числе оленеводство, перестало быть государственным и стало частным. За прошедшие годы, понимая всю опасность сибирской язвы, можно было найти и законодательный, и экономический инструмент, чтобы обеспечить вакцинацию крупного рогатого скота и оленей в частных подворьях за счет то ли государства, то ли самих содержателей скота. Найти решение, чтобы обеспечить иммунную защиту, было можно. Теперь все объясняют потеплением, другими причинами, но никак не очевидной недоработкой, явной законодательной брешью.
Долгое время падеж скота был, но его как бы никто не замечал. Когда больше скрывать стало невозможно, за предыдущую неделю «добросовестно» отчитались, что пало более 2 тыс. голов оленей. По действующему законодательству о ветеринарии ареал эпизоотии на основании закона о ветеринарии должен определить глава региона, что он и сделал с явным запозданием, потому что не имел информации. Сделал объяснимо, не в полном объеме. Вследствие этого произошло запаздывание мероприятий по профилактике сибирской язвы среди животных. Это огромные экономические потери, а для частных оленеводческих хозяйств, которые квалифицируются как малый бизнес, катастрофа, которую они без участия государства самостоятельно не преодолеют.
То же касается мероприятий в отношении людей. Массовая эпизоотия не могла не коснуться находившихся в стойбищах семей, а значит, прежде всего детей. Мероприятия по выявлению инфекции по медицинским мерам профилактики были проведены с запозданием. К заслуге медицинских работников Геннадий Онищенко относит то, что удалось избежать больших человеческих жертв, хотя гибель двух человек – 12-летнего мальчика и его бабушки – трагедия.
Всех людей, находившихся на этой заведомо неблагополучной по сибиреязвенной инфекции территории, обязаны были привить. Для этого должен был существовать прогноз, в первую очередь опирающийся на данные метеорологов о том, что будет аномально жаркое лето, будет таяние вечной мерзлоты, а это значит – раскрытие мест контаминированной сибирской язвы.
Глава Минздрава Вероника Скворцова, приехавшая на Ямал, заявила об отсутствии угрозы для других регионов страны. «Это природный очаг, он сопряжен с конкретными переносчиками, которые находятся здесь. Все сделано правильно, ситуация под контролем, и мы надеемся, что она стабилизируется и пойдет на убыль», – подчеркнула министр.
В окружном правительстве сообщили, что на полуостров уже доставлено 90 тыс. доз вакцины. Они будут использоваться не только для жителей Ямальского района, но и для лиц из группы риска – специалистов, задействованных в ликвидации последствий ЧП, и всех желающих из Приуральского, Тазовского и Надымского районов.