В маневрах на полигоне Прудбой приняли участие более 4 тысяч военнослужащих. Фото Дмитрия Рогулина/ТАСС
В субботу на военном полигоне Прудбой завершились первые в новейшей истории РФ совместные учения подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) и Воздушно-десантных войск (ВДВ) Вооруженных сил страны. В масштабных маневрах приняли участие два соединения (22-я Калачевская и 50-я Новочеркасская бригады оперативного назначения), военнослужащие 604-го Центра специального назначения, сотрудники СОБРа и ОМОНа Росгвардии, а также 56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада ВДВ.
В общей сложности в учениях приняли участие более 4 тыс. военнослужащих, свыше 500 единиц специальной, авиационной и бронетанковой техники. Несмотря на то что войска отрабатывали задачи по отражению внутренних угроз (уничтожали террористов и восстанавливали конституционный строй в отдельном населенном пункте), руководил маневрами представитель Минобороны – заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Андрей Холзаков. Комментируя ход учений, генерал пояснил, почему именно представителю крылатой пехоты поручено руководить межвидовой группировкой войск в операции «по пресечению противоправных действий террористического характера». Холзаков отметил, что маневры на Прудбое прошли впервые «после реформирования внутренних войск. Мы отрабатываем вопросы взаимодействия, чтобы понять, как в дальнейшем нам предстоит сотрудничать». Из слов генерала понятно, что ВДВ и в будущем намерены взаимодействовать с Росгвардией при решении задач по обеспечению внутренней безопасности страны, тем более что у десантников есть в этом плане опыт. Накануне распада СССР и в первые годы существования РФ именно части и соединения ВДВ совместно с внутренними войсками МВД тушили пожары межэтнических конфликтов в Ферганской долине (Центральная Азия), Нагорном Карабахе (Южный Кавказ) и других горячих точках, в том числе в Чечне.
Вот и на этих маневрах войска учились противодействовать значительным силам боевиков, для борьбы с которыми одних только сил Росгвардии оказалось недостаточно. Как отмечают в службе, «по легенде учений вооруженная группа экстремистов, угрожая совершением террористического акта, попыталась захватить населенный пункт. Военнослужащие блокировали условных преступников, подавив стрелковым вооружением их сопротивление. Попытку подрыва здания предотвратили специалисты-кинологи, а когда злоумышленники попытались скрыться на автомобиле, путь к отступлению преградил гранатометчик». Однако террористы получили подкрепление, поэтому началась специальная операция с участием десанта ВДВ. С военно-транспортного Ил-76 была проведена высадка личного состава и десантирована боевая техника. На земле мощную огневую поддержку оказала артиллерия, а с воздуха высадку десанта прикрыла пара боевых вертолетов Ми-24.
В замысле учений также предусматривалась отработка задач по нормализации ситуации на «государственной границе в рамках условного внутреннего вооруженного конфликта». То есть предполагалось, что прибывшие из-за рубежа условные боевики устроили мятеж в населенном пункте. В этих условиях «военнослужащие национальной гвардии выполнили боевые стрельбы и захватили условный стратегический объект при содействии десанта ВДВ, который блокировал часть подразделений «противника». Как отметил начальник управления боевой подготовки главного командования Росгвардии генерал-лейтенант Юрий Бабкин, «участники операции действовали слаженно, задачи учения выполнены в полном объеме».
«Сценарий конфликта, который был разыгран на маневрах на полигоне Прудбой, может в реальности сейчас произойти в любой точке Крымского полуострова, а также на Кавказе», – полагает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. По его мнению, сил Росгвардии и Минобороны достаточно для разрешения подобной проблемы: «Войск на юге страны много, но мы не знаем точно, где может возникнуть конфликт. А значит, возрастает роль мобильного фактора». Но, опасается эксперт, «в переброске по воздуху больших сил ВДВ существуют некоторые проблемы». В качестве подтверждения своего вывода Неткачев приводит недавние слова командующего ВДВ Владимира Шаманова, который заявил, что «сегодняшнего комплекта военно-транспортной авиации (ВТА) хватает, чтобы высадить одну десантно-штурмовую бригаду». Это всего максимум около 3 тыс. человек личного состава и некоторое количество боевой техники. И лишь к концу 2020 года ВТА «будет способна высадить воздушно-десантную дивизию», заявил тогда Шаманов.
По мнению Неткачева, проблемы быстрой и масштабной переброски войск (в том числе Росгвардии) на значительные расстояния можно решить за счет челночного использования самолетов ВТА, применения для этих целей гражданской авиации, скорых эшелонов железнодорожного транспорта, а также повышения боеготовности мобильных подразделений.