Такую форму протеста Конституционный суд признал вполне допустимой. Фото Reuters
Конституционный суд (КС) разрешил активистам заклеивать на митингах рот скотчем, наносить на лицо рисунки или клеить стикеры, а также изображать элементы наглядной агитации. По мнению суда, они не могут считаться правонарушителями, если их действия не повлекли «существенных препятствий для идентификации личности» – то есть скрывать лица под масками теперь запрещено.
КС призвал сотрудников полиции, прежде чем составлять протокол, оценивать в первую очередь мотивы митингующих. По мнению суда, активистов нельзя привлекать к ответственности, если рисунки и предметы на лице «не приводят к нарушению норм безопасности и не мешают идентификации личности».
При этом КС напомнил о запрете масок, чулок и балаклав, намеренно скрывающих лица митингующих. Также теперь запрещено «обматываться скотчем до неузнаваемости». Суд подчеркнул, что намеренно прятать лица во время акций запрещено не только в России, но и во многих европейских странах.
С жалобой в КС, напомним, обратились самарские студенты – участники акции против дискриминации «Дня молчания» в гайд-парке. За тематически заклеенные рты активистов привлекли к административной ответственности и выписали штрафы в размере 10 тыс. руб. Сотрудники полиции, по словам истцов, неправильно расценили действия студентов, приняв креатив за маскировку лиц.
В иске говорилось о расплывчатых формулировках закона о митингах, которые позволяют привлекать активистов к ответственности по формальным основаниям, в том числе за наличие предметов или символики на лице. Силовики, как правило, не разбираются – был ли в этом намеренный умысел, отметили заявители.
КС, в свою очередь, напомнил, что участники акций могут закрывать лица платками и шарфами из-за погодных условий или использовать бинты, марлевые повязки или респираторы по медицинским показателям. Суд также подтвердил право митингующих наносить на собственные тела наглядную агитацию.
«Поскольку закон разрешает участникам публичных мероприятий использовать при их проведении плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, они соответственно не лишены возможности размещать на своем лице отдельные элементы наглядной агитации, в частности наносить рисунки (надписи), наклеивать аппликации (стикеры), применять другие агитационные аксессуары», – говорится в решении суда.
Помимо прочего, студенты попытались оспорить конституционность ч. 5 ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение порядка проведения таких мероприятий. По их мнению, эта часть статьи противоречит целому ряду положений Конституции, в частности ст. 31, согласно которой россияне имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В иске говорилось, что их пикет признали несанкционированным, так как он не был заранее согласован с властями, несмотря на то что в нем участвовало не более пяти человек: «Несмотря на то что по закону о митингах акции в гайд-парках с предельной численностью не менее 100 участников уведомления не требуют».
КС согласился, что нормы о гайд-парках не содержат ограничений для разных видов публичных мероприятий. Действия властей, по мнению суда, не должны приводить к чрезмерному контролю над деятельностью организаторов и участников публичных мероприятий. При этом законодательных противоречий суд не увидел: «Оспариваемые нормы «не содержат признаков неопределенности правого регулирования проведения публичных мероприятий в специально отведенных местах».
Напомним, запрет на ношение масок и иные способы сокрытия лиц появился в версии закона о митингах, принятой в июне 2012 года. Тогда этот закон о митингах был значительно ужесточен. В Евросоюзе неоднократно заявляли, что окончательное утверждение в России данных жестких норм не позволит государству наладить конструктивный диалог с гражданским обществом.
Кстати, накануне Тверской районный суд Москвы приговорил активиста Романа Рословцева к штрафу за две прогулки в маске, изображающей лицо президента Владимира Путина (см. «НГ» от 19.07.16). Впервые Рословцев вместе со своим другом Юрием Мерзловым был задержан 20 апреля на Красной площади. Как уже писала «НГ», «Путины» держали плакаты, на которых были написаны лозунги против ст. 212.1 УК РФ – «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».